«Ай гоу ту Хайфа»

«Ай гоу ту Хайфа»

Сегодня героями одноименной книги Владимира Кунина могли бы двигать скорее экономические, нежели политические мотивы. Отдыхать и...

 

 

Сегодня героями одноименной книги Владимира Кунина могли бы двигать скорее экономические, нежели политические мотивы. Отдыхать и делать покупки в Хайфе и других городах Израиля (Тель-Авиве, Иерусалиме и т.д.) престижно и выгодно. Прибавим к этому то, что совсем скоро этот процесс станет заметно проще благодаря снятию визовых ограничений – и перед нами идиллическая картинка: потрясающее многообразие товаров, цены, привязанные к дешевому (пока!) доллару и, конечно, доброжелательные продавцы, многие из которых свободно говорят по-русски…

Смешение стилей
В Израиль стекаются люди из самых разных уголков мира, и каждый новый житель Земли обетованной несет в себе частичку культуры своей страны. Поэтому здесь продаются диковинные изделия различных стилей, а не только присущие иудейской или мусульманской традиции, как это принято считать.

Конечно, перламутровые крестики и прочие религиозные атрибуты – по-прежнему главный хит продаж в сувенирных магазинах, а за лечебно-косметическими препаратами на курортах Мертвого моря выстраиваются очереди. Золотые и серебряные браслеты, восточные ковры и ручной работы поделки из соломы и прочие хорошо известные туристам «арабские штучки» также в изобилии присутствуют на рынках Старого города в Иерусалиме, Бедуинском рынке в городке Беэр-Шева и восточном базаре «Кармель» в Тель-Авиве (здесь можно и нужно бойко торговаться!). Однако, помимо этого, можно привезти из Израиля и армянскую керамику, и стекло, изготовленное по особой итальянской технологии. Не говоря уж об оригинальной одежде и моднейших аксессуарах от ведущих дизайнеров! В тельавивском бутике Kakadu вы найдете коллекции, навеянные австралийскими мотивами, а в Wabi Sabi и MIZO – одежду в японском стиле.

Кстати, гремучая смесь культур сказывается не только на спектре продаваемых товаров, но и на графике работы магазинов и рынков. Большинство заведений не работают по субботам. Кое-где торговые точки бывают закрыты по вторникам после обеда. Магазины, которыми заправляют мусульмане, не обслуживают клиентов по пятницам, а в «вотчинах» христиан выходной день – воскресенье.

Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, в Израиле предусмотрено географическое и тематическое разделение торговли по городам, а в некоторых случаях – даже по улицам. Например, «специализацией» Хайфы считается продажа произведений искусства, в Эйлате (зоне свободной торговли) можно выгодно приобрести электронику и бытовую технику, а в Иерусалиме – сельскохозяйственную продукцию.

В Тель-Авиве, например, на одной улице расположены только свадебные салоны, на другой – магазинчики, торгующие специями, а на третьей – лишь сувенирные лавки.

Для тех, кто не на диете
Излюбленными местами традиционного туристического шоппинга (то есть покупки не только сувениров, но и товаров повседневного спроса) считаются бульвар Бен-Гурион в Хайфе, «специализированные» улочки Тель-Авива (Disengoff Street, Shenkin Street) и главная столичная площадь – Kikar Masarik.

Хорошо подготовленному туристу не составит труда найти бутики, торгующие изысканной одеждой, обувью и аксессуарами для людей самых разных возрастных и, что немаловажно – весовых категорий. Сразу несколько магазинов (Alambica, Ronin Chen, Anni&Adi Yacobson) предлагают модную одежду больших размеров.

Больше не значит лучше!
Безусловный соблазн для туристов – посещение крупных израильских универмагов типа «каньон». Вроде бы при большей компактности ассортимент в них должен быть шире, а скидки в период распродаж – щедрее.

На поверку же оказывается, что в разгар сезона делать в таких торговых центрах, как «Азриэли» или «Дизенгофф-центр», попросту нечего. На прилавках нет ни одной по-настоящему стоящей модели (что уж говорить о нужном ходовом размере?) Скидки распространяются только на ту продукцию, которая осталась невостребованной толпами уже побывавших здесь израильских покупательниц.

Есть, правда, исключение из правил – расположенный в Тель-Авиве «Ир-Ганим». В этом «каньоне», считающемся среди местных жителей очень дорогим, на самом деле немало доступных и качественных вещей, а сезонные распродажи действительно дают возможность сэкономить.

Но, в общем и целом, следует признать: настоящее и ближайшее будущее израильской торговли – это не крупные мегамоллы и гипермаркеты, а узкоспециализированные бутики и мелкие магазины, которые активно развиваются благодаря правительственным мерам по поддержке малого бизнеса. Их чрезвычайно разнообразный ассортимент для большинства туристов - приятная неожиданность. Поэтому, увидев рекламу такого рода заведения, не сомневайтесь – сюда непременно стоит зайти и купить всякую-всячину от домашних заготовок до предметов декоративно-прикладного искусства!

Ксения Германова
Фото: Shutterstock Images LLC

Читайте за очки и выигрывайте призы

Лучшие предложения