Республика Гаити занимает западную часть одноименного острова (второго по величине в Карибском море) в группе Больших Антильских островов, в 960 км к югу от Флориды и в 450 км севернее Венесуэлы. В состав страны также входят близлежащие острова Гонав, Тортю (Тортуга), Ваш, Кайемитес, Ла-Гранде-Кайе, Навассе и несколько мелких островов и рифов.
Визовый режим
Граждане России могут получить визу Гаити в консульском отделе либо по прибытии в аэропорту Порт-о-Пренс.
Получение визы в аэропорту
Документы, необходимые для получения визы Гаити по прилету:
загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяцев с момента окончания поездки;
3 фотографии паспортного образца (3,5х4,5 или 4х6 см);
внутренний российский паспорт;
обратный билет с фиксированной датой вылета;
оплаченный пограничный сбор.
Порядок обращения за визой
Документы, необходимые для получения визы в консульском отделе Гаити:
- загранпаспорт со сроком действия не менее 3 месяцев с момента окончания поездки;
- 3 фотографии паспортного образца (3,5х4,5 или 4х6 см);
- подтверждение брони отеля (оригинал или факс);
- авиабилеты в оба конца с фиксированной датой вылета.
Срок оформления визы в консульском отделе - 1 день.
Пограничный сбор
Сбор составляет $5,4 (оплачивается при оформлении визы).
Срок действия визы
Визы в аэропорту и консульском отделе выдаются сроком на 3 месяца. Выдаются только однократные визы, если иначе не обозначено на самой визе.
Сбор на выезде из страны
При выезде из страны взимается налог в $25. Туристы, пользующиеся воздушным транспортом, дополнительно оплачивают 10 гурдов (налог безопасности) в аэропорту страны.
Транзитная виза
Транзитная виза Гаити не нужна в случае, если выезд из страны совершается в день прибытия, а посетитель не покидает территорию аэропорта. Для безвизового транзита через территорию Гаити необходимо наличие документов, подтверждающих законность въезда в следующую страну, а также наличие билетов на весь дальнейший маршрут.
Транзитная виза оформляется в консульском отделе посольства на тех же условиях, что и виза посетителя.
Таможенные правила
Ограничений на ввоз и вывоз иностранной или местной валюты нет. Однако любая валюта в сумме свыше HTG200 тыс. (или эквивалент) должна быть задекларирована.
Лицам в возрасте старше 18 лет разрешен беспошлинный ввоз до 200 сигарет или 50 сигар, или 1 кг табака; до 1 литр алкогольных напитков; разумного количества парфюмерии, а также других новых предметов и вещей для личного использования на общую сумму не более HTG2500 или $200 (один раз в год).
Запрещен ввоз огнестрельного оружия (кроме спортивного оружия, на ввоз которого требуется разрешение от консула Гаити), кофе, спичек, метилового спирта, свинины, любых мясных изделий из Бразилии и Доминиканской Республики, наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов, а также ядовитых и взрывчатых веществ.
Для ввоза домашних животных требуется ветеринарное свидетельство, оформленное не ранее чем за 7 дней до прибытия в страну. Кроме того, для ввоза щенков в возрасте более 3 месяцев необходимо представить дополнительное свидетельство о прививке против бешенства, оформленное не ранее чем за 21 день и не более чем за 11 месяцев до прибытия в страну. Ввоз попугаев на территорию Гаити запрещен.
Запрещен вывоз без специального разрешения экзотических животных и птиц, а также предметов и вещей, представляющих историческую и художественную ценность.
При вылете из страны взимается сбор в размере $30, плюс налог безопасности в размере HTG1010. Транзитные пассажиры и дети в возрасте менее двух лет от уплаты сборов освобождены.
Лучшее время для поездки
Тропический пассатный. Климат Гаити в целом довольно жаркий и влажный, причем температура воздуха сильнее изменяется в течение дня, чем от сезона к сезону. Средняя дневная температура в летние месяцы (июнь-август) держится в районе отметки в +28 C, при максимуме в +38 С, в то время как в ночное время она может понижаться до +20 C. В зимний период (декабрь-февраль) среднемесячная температура составляет около +22 С, поднимаясь в отдельные дни до +30 C. При этом в горных районах всегда на 2-5 градусов прохладнее, чем на побережье.
Осадков выпадает до 2100 мм в год. Характер их распределения довольно неравномерный - на северном побережье дождливый сезон приходится на период с октября по май, на южном же максимум осадков выпадает с мая по октябрь. Горные склоны получают в среднем на 15-20% дождя больше, чем прибрежные районы, причем на наветренных склонах может выпадать до 2000 мм дождя в год, тогда как на подветренных склонах и в межгорных котловинах - не более 500-800 мм.
Часты разрушительные тропические ураганы, проходящие над территорией страны, в основном в период с июня по сентябрь-октябрь. Также нередки и засухи, особенно участившиеся в последнее время.
Как добраться
До Санто-Доминго, столицы Доминиканской Республики, выполняют совместный рейс Lufthansa и Condor через Франкфурт, а также Iberia через Мадрид (виза не нужна). Далее рейсовым автобусом в Порт-о-Пренс, столицу Гаити.
География
Геологически остров представляет собой обширный массив палеогеновых и неогеновых пород, прерываемых породами мелового и триасового генезиса в районе Центрального плато. По-сути это продолжение громадной цепи подводных гор и поднятий, тянущихся по границе тектонических плит от Юкатана и острова Куба до северо-восточного побережья Венесуэлы.
Западная часть острова Гаити представляет собой гористую возвышенность, сильно расчлененную крупными полуостровами. Массивный северо-западный полуостров Нор-Уэст отделен от юго-западного Гранд-Энс обширным заливом Гульф-де-Ла-Гонав, в центре которого лежит одноименный остров. Узкие прибрежные низменности окаймляют довольно скалистое побережье, а остальная часть страны возвышается над уровнем моря более чем на 390 м. Свое название Гаити получила от "хайити", что можно перевести с языка "таино" как "гористая земля", что и неудивительно - более 60% всей территории страны занято возвышенными районами.
Горные цепи делят страну на три области: северную, центральную и южную. Горный массив дю-Нор имеет среднюю высоту около 1200 метров над уровнем моря и формирует северо-западный полуостров Нор-Куэст. С северо-запада на юго-восток тянется целая череда горных хребтов - Нор, Монтань-Нуар, Мато, Ла-Сель (здесь расположена высшая точка страны - пик Ла-Сель, 2680 м) и западные отроги Кордильера-Сентраль. Восточная и центральная часть Гаити занята возвышенным Центральным плато, отделенным от горных районов долинами рек Гуаямук, Артибонит и Кюль-де-Сак. Южные районы находятся в пределах горного массива Массиф-де-Ла-От (высшая точка - пик Макая, 2347 м). Подводные отроги горных хребтов образуют множество небольших прибрежных островов, возвышающихся над водой на 20-180 м.
В отличие от многих других островов региона, Гаити не испытывает недостатка в пресной воде - с гор стекают многочисленные водотоки, крупнейшим из которых является судоходная река Артибонит, впадающая в море севернее Cен-Марка.
До прихода европейцев остров был практически полностью покрыт густыми дождевыми лесами. На севере преобладали листопадные тропические леса, на юге - вечнозелёная растительность, а плодородные долины рек занимало высокотравье, обрамленное по южным склонам зарослями колючих кустарников.
Сейчас на Гаити сохранилось лишь несколько горных лесных массивов (общая площадь лесов составляет лишь 2% территории страны), а вся остальная территория отдана под сельскохозяйственные районы. В связи с исчезновением лесов страна сильно страдает от опустынивания и эрозии, а голые склоны гор уже не могут удержать в себе то количество воды, что поступает с осадками, поэтому нередки оползни и сели. Смываемые с суши горные породы и почву замывают прибрежные рифы, которые, ввиду большого уклона дна, находятся достаточно близко к побережью, поэтому морская экосистема также находится под сильным антропогенным прессингом.
Население
Общая численность населения страны оценивается в 8,3 млн. человек. Однако эта цифра приблизительна, поскольку количество гаитянских граждан, ежегодно эмигрирующих из страны, оценивается, по разным источникам, от 12 тыс. до 260 тыс. человек (приблизительно каждый шестой гаитянин проживает за пределами страны).
Около 90% населения составляют потомки негритянских рабов, вывезенных в XVII-XIX вв. из африканских стран для работы на плантациях. Еще около 9% населения - мулаты, а оставшаяся доля равномерно распределена между выходцами с европейского материка и с Ближнего Востока. Гаити - наиболее плотно населенная страна в западном полушарии (плотность населения оценивается в 293 человека на кв. км). Более 97% население проживает в городах, а также в прилегающих к ним равнинных районах.
Обычаи и традиции
Гаитянская культура представляет собой сложнейший сплав из десятков традиций и обычаев разных народов планеты. Креольская культура, ярким представителем которой и является Гаити, считается ярким сочетанием французских и африканских влияний.
Сельское общество обычно концентрируется вокруг фермерских хозяйств, которые арендуют землю или, что гораздо реже, имеют её в частной собственности. Здесь выращивают бобовые, сладкий картофель и зерновые культуры, используя при этом трудоемкие технологии ручной уборки и мотыги. В итоге производительность такого труда невысока, а, следовательно, он не дает высоких доходов, позволяющих прокормиться немаленьким местным семьям. Гаитянский термин "лаку" обозначает обычно как саму семью или её членов, так и группу зданий, в которых живут члены одного семейства или клана. Члены "лаку" по большей части работали вместе и поддерживали друг друга в повседневной жизни. В последнее время здесь явно прослеживается тенденция к уменьшению размеров семьи (большинство гаитянских семейств в наши дни состоит только из родителей и их детей), а роль "лаку" все более уменьшается, оставаясь значимой лишь в политике и отношениях между жителями различных географических или социальных групп.
В сельских районах мужчины по большей части отвечают за тяжелую работу в сельском хозяйстве, а женщины следят за домашним хозяйством и собирают плоды, чтобы продать на местных рынках. Гаитянские женщины вообще работают заметно больше, чем женщины близлежащих стран, процент работающих женщин здесь считается одним из наиболее высоких в развивающихся странах. Бедные сельские семейства также привлекают к работе на фермах детей. Нередко нужда заставляет посылать детей на работу и в качестве прислуги в более богатые семьи. Поскольку гаитянское население увеличивается быстро, а безработица колоссальна (по некоторым оценкам около 65% трудоспособного населения), средств к существованию не имеет почти половина населения страны.
Среди бедных семей практикуется специфическая местная форма отношения между мужчиной и женщиной, которые живут вместе, - "пласа". Это сложное понятие подразумевает что-то вроде формы брака, в котором между мужчиной и женщиной заключается соглашение об условиях использования финансов, об их принадлежности и количестве отчислений на общее хозяйство, а также о разделении работ и прочих нюансах совместной жизни. Эта договоренность не признается законным браком ни правительством, ни церковью, однако очень распространена по всей стране.
Большинство гаитянских семейств проживает в маленьких домах с одной или двумя комнатами без электричества или водопровода, полагаясь на энергоносители вроде древесного угля. Всех радостей здесь - общественные работы, которые здесь именуют "комби", музыка и различные игры, вроде популярнейшего футбола или крик-крака. И в то же время тяжелая жизнь и бедность большинства местных жителей не являются чем-то вычурным, бросающимся в глаза, а сами гаитяне редко превращают это в фетиш, явно надеясь на лучшие времена. Возможно, им помогает справиться с невзгодами знаменитое чувство юмора, столь свойственное всем слоям населения Гаити.
Много молодых людей покидают сельскую местность в надежде на лучшую долю в городах, перебираясь в Порт-о-Пренс или Кап-Аитьен, однако большинство из них заканчивают свою жизнь в трущобах, вроде Ситу-Солье, где более 200 тыс. человек живут в сколоченных буквально из мусора домах-будках посреди осушенного болота, на площади в 5 кв. км. Полное отсутствие удобств и какой-либо инфраструктуры здесь столь же очевидны, как и открытые сточные канавы или полное отсутствие полиции. И чаще всего над обширными районами трущоб, в холмах, где температура ниже, а ветра более регулярны, проживает более состоятельная часть гаитянского общества (около 1% населения Гаити, главным образом мулаты, управляет 44% национального дохода страны). Именно такие кварталы, вроде живого и вечно шумящего столичного Петионвилля, насыщенные первоклассными ресторанами и блестящими торговыми центрами, обычно и демонстрируют туристам. А "слоеный пирог" настоящих кварталов, где прибрежные районы заняты вечно шумящими портами, а по окраинам теснятся кварталы бедноты, редко попадают в путеводители. Однако именно здесь бьется сердце настоящей Гаити - страны, только начинающей осознавать свое место в быстро меняющемся современном мире.
Гаитянское общество достаточно четко структурировано по расовому признаку. Чернокожие потомки африканских невольников (приблизительно 95% населения страны) заняты по большей части в сельском хозяйстве и на тяжелых работах. Мулаты и выходцы из Европы (приблизительно 5% населения) обычно занимают ключевые посты в правительстве и госструктурах, составляют подавляющее большинство в армии и системе образования и здравоохранения. Глубокие и ожесточенные разногласия между чернокожими жителями Гаити и её правящей верхушкой (нередко они запросто менялись местами на политическом Олимпе) неоднократно вызывали социальные взрывы, они же спровоцировали и многочисленные политические кризисы, вроде формирования жестокой диктатуры семейства Дювалье и появления "опричнины" тонтон-макутов. Но эти же предпосылки дали гаитянским женщинам избирательное право, а самой стране - некое подобие демократических институтов.
Большинство мулатов говорит на французском, являющемся языком высшего образования и больших возможностей в выборе работы, в то время как подавляющее большинство гаитян говорит только по-креольски. Эта двухъярусная социальная система является, возможно, самым большим барьером в развитии местного общества, однако до сих пор поддерживается всеми политическими группами страны.
Гаити - один из истоков культа вуду (в буквальном переводе - "колдовство"), представляющего собой пантеистическую африканскую религию, подобную культам народа йоруба, привнесенную в Новый свет африканскими рабами и позже слившуюся с католическими догматами. После того, как миссионеры убедили рабов принять христианство, некоторые католические святые приобрели ряд черт, свойственных африканским божествам и духам (рабы были вынуждены маскировать своих традиционных богов под христианских святых). Отсюда и проистекает многообразие божеств в гаитянском вуду. К наиболее почитаемым относятся Легба (божество, связывающее мир живых и мир духов), Агву (защитник моря и людей, покровитель рыбаков и мореплавателей), Огун или Огоун (бог войны), Дамбалла-Вудо (повелитель рек и небес), Эрзулие (богиня любви) и Барон-Самеди (бог смерти и защитник могилы). При этом боги здесь не являются недоступными небожителями, а являются вполне равноправными участниками жизни на Земле, вселяясь в человека или другие объекты окружающего мира, или, направляя те или иные процессы. Причем человек при помощи различных церемоний и магических практик сам может стать божеством, что явно импонировало невольникам прошлого. Роль жреца "унгана" может взять на себя практически каждый, нужно лишь уметь общаться с духами, гадать несколькими способами и знать все тонкости местного церемониала. Но обычно жрецы ответственны и за сохранение этических норм, обучение подрастающего поколения, расширение паствы и где-то даже выступают в роли судей или глав общин.
В наши дни множество главных церемоний вуду совпадают с католическими праздниками, а большинство людей, которые исповедует вуду, не видит противоречий между католицизмом и верой своих предков. Некоторые католические церкви даже включили в свои церемонии древние народные традиции вроде музыки тамтамов или древние танцевальные обряды. Однако протестантские храмы все еще активно выступают против вуду.
Практически все события местной жизни сопровождаются различными ритуалами в честь "луа" или "лва" ("дух"). Особые ритуалы посвящаются любому удачному событию в жизни человека или общины, дням рождения или смерти, различным календарным событиям или началу какой-то деятельности (выход в море, жатва, свадьба и т.д.). Некоторые церемонии призывают различных духов для обеспечения их покровительства, излечения от болезни или просто "отмены" какого-то неудачного события. Обязательными в таких ритуалах являются танцы и ритмичная музыка с привлечением специальных барабанов, различные обряды с продуктами питания, куклами и травами, а также, в ряде случаев, даже жертвоприношения животных. Часто просьбы к божествам облекаются в форму "веве" - подобие желаемого, изготовленное из теста, дерева или глины, которое преподносится определенному божеству. Еще одной формой обращения к богам является изготовление красочных полотнищ, на которых в аллегорической форме отражаются просьбы людей. Такие "флаги", которые расписываются с особым изяществом и стилем, во всем мире считаются самой красивой формой народного гаитянского искусства народа и даже служат предметами коллекционирования. Отсюда же берут вдохновение и знаменитые гаитянские художники, чья живопись представляет собой богатый визуальный и тематический словарь, часто предоставленный в ярких цветах и чувственных, органических формах, столь присущих культуре вуду. А сами ритуалы вуду, а также связанные с ним музыкальный и танцевальные традиции, давно стали важной частью гаитянской культуры.
Национальным танцем считается "маринке" - близкий родственник доминиканского варианта этого искусства. Также крайне популярны "джуба" и "крабьен", хотя хорошо заметно взаимное влияние гаитянской музыки с такими образцами мировой культуры, как кубинская музыка или американский джаз. Стили "компас", "зук", "регги", "сока" и "калипсо" также имеют немало заимствований из традиционной гаитянской музыкальной культуры. Сами гаитяне немалое свое уважение к музыке и танцам отдают в "бамбоче" - так здесь называют общественные собрания, где танцуют и поют для собственного удовольствия. Гаитяне также нередко используют музыку и пение в качестве подспорья в тяжелой работе, особенно в ходе "комбит" (совместная работа членов семейства или общины над каким-то общим делом). Часто в ходе таких работ специально выделенные члены общины бьют барабаны, поддерживая ритм музыки, а остальные участники работают и поют. Часто по окончании работы разворачивается настоящее танцевально-музыкальное представление, заканчивающееся за полночь.
Несмотря на многочисленные "страшилки", распространяемые в СМИ о нравах и обычаях гаитянцев, это вполне уравновешенные и доброжелательные люди. Многим из них просто нет дела до отличий между местным жителем и иностранцем, между верами и национальностями - гораздо важнее его собственное положение в местной иерархии. В повседневном общении это несколько самоуверенные и общительные люди, чьи интересы упираются в футбол, политику или цены на продукты. Некоторая напряженность заметна лишь при обсуждении уровня достатка (болезненная тема для многих гаитянцев) или взаимоотношений между креолами и чернокожими. Во всех остальных случаях это простой и улыбчивый народ, относящийся к иностранцам с должным уважением, но требующий этого же и от гостей своей страны.
Отношение к одежде здесь довольно традиционно для стран Карибского моря. Повседневная одежда приемлема в большинстве мест днем, но совершенно недопустима вечером и на официальных мероприятиях. Пляжная одежда, к которой здесь относят топики и шорты, недопустима за пределами самих пляжей. Для посещения почти всех отелей и ресторанов потребуется легкий костюм (днем) или строгое вечернее платье (после захода солнца) - во многие заведения без длинного платья или более-менее строгого костюма просто не пустят. Сами гаитянцы любят наряжаться к церковной службе или к каким-то общественным мероприятиям, в повседневной жизни обходясь одеждой самых невообразимых фасонов и стилей, начиная с шорт из обрезанных брюк и шлепанцев из старых покрышек и заканчивая цветистыми платьями с многочисленными воланами и рюшами, как будто пришедшими из романов Марка Твена.
Политика
Гаити является бывшей колонией Франции. Это первая латиноамериканская страна, завоевавшая независимость (1 января 1804 год) и вторая среди стран Америки (после США). В настоящее время политическое и государственное состояние Республики Гаити определяется переходным периодом от диктатуры фашистского толка к демократической форме правления.
Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием сроком на 5 лет (только на один срок). Президент имеет довольно ограниченный круг полномочий, в который входит представительская деятельность, гарантии конституционных свобод и формирование общеполитического курса. Все остальные сферы его деятельность находятся под контролем парламента страны.
Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству, возглавляемому премьер-министром (назначается президентом по согласованию с Национальной ассамблеей). Члены кабинета выдвигаются премьер-министром по согласованию с президентом и парламентом.
Законодательная власть осуществляется двухпалатной Национальной ассамблеей, состоящей из сената и палаты депутатов. Сенат состоит из 30 сенаторов, избираемых, номинально, сроком на 6 лет. Однако в формировании этого органа власти здесь используется довольно редкая схема - по результатам выборов в округах кандидат, занявший первое место, избирается сроком на 6 лет, занявший второе место - на 4 года и кандидат, занявший третье место - на 2 года. Палата депутатов состоит из 99 членов, избираемых сроком на 4 года.
Административно страна разделена на 10 департаментов, которые, в свою очередь, делятся на округа (arrondissement) и общины (commune).
История
Остров Гаити был открыт Христофором Колумбом в 1492 году и назван им Эспаньолой.
Колониальный период
После открытия острова Колумбом началась колонизация острова испанцами, которые уже к 1548 году истребили почти всех индейцев. Для работы на рудниках и плантациях стали завозить чернокожих рабов из Африки.
В 1697 году по Риксвикскому миру западная часть острова отошла к Франции, получив название Сан-Доминго. В ней производились сахар, кофе, индиго, хлопок и какао. Основную часть населения составляли чёрные рабы, завезённые из Восточной Африки и составлявшие более 90% населения.
Гаитянская революция
Основная статья: Гаитянская революция
Осенью 1790 года на острове произошло восстание, чему предшествовала Великая французская революция во Франции. Мулаты во главе с Жаком Венсаном Оже потребовали равноправия с белыми. Бунт был подавлен, его участники казнены, но Учредительное собрание приравняло негров и мулатов с белыми.
В августе 1791 года на острве вспыхнуло восстание, которое возглавил негр-вудуист Алехандро Букман. С помощью США и Великобритании восстание было подавлено, а Букман схвачен в плен и казнён.
В 1793 году на остров вторглись англичане, воевавшие с Францией. Испания, которая выступала против революции во Франции, привлекла восставших рабов на свою сторону, обещая им свободу. В феврале 1794 года лидер повстанцев Франсуа Доминик Туссен перешёл на сторону Франции и в мае завладел Санто-Доминго. Затем он стал фактическим руководителем севера страны, а в 1798 году окончательно изгнал с острова английские войска. В январе 1801 года Туссен-Лувертюр отменил рабство, земли белых плантаторов перешли в собственность негритянской верхушки. В 1802 Франция предприняла попытку вернуть контроль над островом, там высадился экспедиционный корпус под командованием наполеоновского генерала Шарля Леклерка. Негритянские войска были разбиты. Туссен-Лувертюр попал в плен, был вывезен во Францию, где вскоре умер.
Однако в июне 1802 годы по острову прошла тропическая лихорадка, от которой у французов не было защиты, вымирал один полк за другим. В ноябре умер и сам Леклерк.
Вскоре гаитянские генералы Дессалин, Кристоф и Петион вновь развернули войну против белых. Через год французские войска бежали из страны, три четверти французских солдат погибли.
Независимость
1 января 1804 года лидер повстанцев генерал Жан Жак Дессалин провозгласил в западной части острова создание независимого государства и назвал его древнем индейским именем Гаити. В том же 1804 году он объявил себя императором Жаком I. В 1805 году была принята конституция, по которой было отменено рабство и был введён запрет на покупку иностранцами недвижимости на территории Гаити. Была организована массовая резня белых в 1804 году и создана сильная армия в размере 10% от населения. Земли были переданы бывшим рабам, что вызвало недовольство бывших военных и плантаторов. В октябре 1806 года они подняли мятеж и провозгласили президентом Анри Кристофа. 17 октября 1806 года Жан-Жак Дессалин был убит. Из-за возникших междоусобиц между неграми и мулатами государство раскололось на «Государство Гаити», контролируемое Анри Кристофом и «Республику Гаити», контролируемую мулатом Александром Петионом.
В 1811 году Кристоф провозгласил себя королём Анри I. В его государстве был создан дворянский класс, состоящий из негров, основаны школы, создана армия, стала развиваться торговля.
В Республике Гаити, контролируемой Петионом, были предприняты ряд мер, давшие толчок развитию экономики: в частности, земли были розданы мелким землевладельцам и был отменён налог в размере трети урожая. Петион поддерживал борьбу за независимость Латинской Америки и помогал Боливару.
После смерти Петиона в марте 1818 года президентом стал Жан-Пьер Буайе, который сумел распространить своё влияние на весь остров и стал правителем всего Гаити.
Буайе правил Гаити до 1843 года. Он добился от Франции признания независимости, но в обмен должен был уплатить компенсацию за конфискованную собственность. В марте 1843 года после вспыхнувшего вооружённого восстания Буайе подал в оставку. Его на посту президента сменил Шарль Эрар, при котором в 1844 году Санто-Доминго отделилось от страны.
До 1847 года в стране сменилось 5 правительств, после чего в марте 1847 года президентом был избран Фостен Эли Сулук. В августе 1849 года он провозгласил себя императором Фостеном I, преследовал мулатов и безудержно тратил государственные средства, что привело к нищете среди населения и нарастанию недовольства. Попытки вернуть Доминиканскую Республику под контроль Гаити потерпели провал. В январе 1859 года генерал Фабр Жефрар сверг Сулука и попытался вывести страну из кризиса: предпринимал меры по развитию экономики, создал морской, художественный и медицинский колледжи. В 1867 году он был свергнут. До 1879 года в стране царил хаос: правительства сменялись одно за другим. В 1879 году к власти пришёл генерал Этьен Саломон, проведший ряд реформ и погасивший внешний долг. После падения его режима страна вновь впала в кризис.
20 век
Положение ещё больше ухудшилось в нечале 20 века, когда власти напечатали быстро обесценившиеся деньги. Страну захлестнула инфляция.
27 января 1914 года забастовки и восстания привели к отставке президента Мишеля Ореста. Начались массовые беспорядки и погромы во всей страны. С целью подавления беспорядков на острове высадились морские пехотинцы США, которые заняли Центральный банк страны и изъяли золотые запасы страны. 8 февраля президентом стал Эмануэль Орест Самор. Продолжающиеся беспорядки привели к его отставке. В феврале 1915 года к власти пришёл проамериканец Жан Вильбрен Гийом Сан. В столице вновь вспыхнули беспорядки, и Гийом Сан укрылся во французском посольстве. 27 июля в столичной тюрьме были казнены 170 политических заключённых. В ответ на это 28 июля взбешенная толпа городских жителей ворвалась в посольство, вытащила генерала Сана на площадь, где он был до смерти закидан камнями.
Американская оккупация
В августе того же года под давлением США президентом был избран Филипп Сюдр Дартигенав. Командование США провело массовые аресты и распустило армию. Ситуация в стране продолжала оставаться нестабильной, постоянно вспыхивали крестьянские бунты. В 1917 году Дартигенав разогнал Законодательный совет после того, как он отказался одобрить разработанную американцами конституцию Гаити. В 1918 году новая конституция вступила в действие. Она признавала за иностранцами владение недвижимостью и землёй, утвердила американскую оккупацию. В это время в стране вспухнуло крупное восстание во главе с офицером Шарлеманем Перальтом. В его армии было 40 тысяч человек. В октябре 1919 года его армия попыталась штурмом взять Порт-о-Пренс и свергнуть Дартигенава, но его армия была разгромлена, сам Перальт попал в плен и казнён. К 1920 году партизанское движение в стране было подавлено, погибли свыше 13 тысяч гаитян.
В 1929 году в стране вспыхнули крестьянские и студенческие беспорядки, антиамериканские выступления. Президент США Герберт Гувер послал на Гаити комиссию для подготовки вывода американских войск с острова. Под давлением США президент Луи Борно ушёл в отставке. С марта по ноябрь обязанности президента исполнял Луи Эжен Рой, в ноябре 1930 года президентом стал Стенио Жозеф Винсен, который начал переговоры о выводе американских войск из страны. В июле 1934 года, уже когда президентом США был Франклин Рузвельт, было подписано соглашение о выводе американских войск из страны. С 6 по 15 августа 1934 года американские войска были выведены из страны, 21 августа был спущен американский флаг с президентского дворца. Однако контроль США над экономикой страны сохранялся.
Период 1935-57 гг.
В 1935 году была введена новая конституция. В 1937 году в соседней Доминиканской Республики произошла массовая резня гаитян, что едва не привело к войне между двумя странами. Войну удалось предотвратить, когда Рафаэль Трухильо согласился выплатить Гаити компенсацию. В апреле 1941 года президентом страны стал Эли Леско. С началом второй мировой войны он объявил войну Японии.
В январе 1946 года в стране вспыхнула всеобщая забастовка, заставившая Леско 11 января подать в отставку. До августа 1946 года у власти был председатель военного исполнительного комитета Франк Лаво. В августе 1946 года впервые за 30 лет президентом стал негр Дюмарсе Эстиме. Придя к власти, он предоставил американским компаниям право на владение землёй. В 1950 году он пытался переизбраться на новый срок, но не был поддержан парламентом и распустил его. 10 мая Эстиме был свергнут армией. В декабре полковник Поль Эжен Маглуар стал президентом. В 1954 году он ужесточил репрессии против оппозиции. В 1956 году он попытался переизбраться. Это решение вызвало всеобщую забастовку в стране, и 12 декабря режим Маглуара пал.
Были назначены новые выборы. В период до выборов между сторонниками различных кандидатов развернулась борьба за власть. В мае 1957 года бывший министр образования и руководитель Рабоче-крестьянского движения Пьер Финьоль стал временным президентом. 14 июня 1957 года генерал Антонио Кебро осуществил военный переворот и запретил Рабоче-крестьянское движение. В сентябре состоялись выборы, на которых победил бывший министр здравоохранения доктор медицины Франсуа Дювалье.
Диктатура Дювалье
22 октября 1957 года Франсуа Дювалье официально вступил в должность президента и установил кровавую диктатуру тонтон-макутов. Придя к власти, он провозгласил лозунг «власть чёрным». Он провёл чистку в армии, запретил профсоюзы и оппозицию. Посредством тайной полиции («тонтон-макуты») Дювалье расправлялся с инакомыслящими и держал население в страхе. В апреле 1961 года Дювалье распустил Конгресс.
В 1961 году Дювалье добился переизбрания на президентский пост на второй срок. Во внешней политике Дювалье ориентировался на США. В 1962 году во время Карибского кризиса Дювалье предоставил американцам гаитянские порты и аэродромы. Он выдавал себя за стойкого антикоммуниста и союзника США с «красной угрозой». В 1963 году отношения между США и Гаити обострились, когда Кеннеди обвинил Дювалье в диктаторстве. Тогда Дювалье публично объявил, что нашлёт на Кеннеди проклятье. Через полтора месяца, 22 ноября 1963 года, Кеннеди был убит.
В 1963 году ухудшились отношения между Доминиканской республикой и Гаити. Президент Доминиканской республики оказывал помощь гаитянским эмигрантам, боровшимся за свержение Дювалье. Всё это привело к тому, что Доминиканская республика едва не напала на Гаити, но конфликт был улажен Организацией американских государств.
Когда в США возрастало движение негров за свои права, то Дювалье говорил, что США мало помогают Гаити, потому что большинство гаитян — чёрные, и требовал больше денег на борьбу с «красной угрозой». В июне 1964 года Дювалье объявил себя пожизненным президентом.
В 1967-1968 годах в стране постоянно вспыхивали крестьянские бунты, неоднократно происходили попытки свержения Дювалье. В 1968-1969 годах на острове несколько раз высаживались группы эмигрантов с целью свержения диктатора. 14 апреля 1967 года, когда предполагалось отпраздновать 60-летие Дювалье, мятежниками было взорвано в Порт-о-Пренсе несколько бомб, и церемония празднования была сорвана. Дювалье ответил оппозиции жестокими репрессиями. В апреле 1970 года против Дювалье восстала часть гаитянского флота: экипажи судов береговой охраны обстреляли президентский дворец. Мятеж был подавлен с помощью американской авиации.
В конце 60-х годов Дювалье, страдающий диабетом и сердечной недостаточностью, стал думать о преемнике. Незадолго до своей смерти в 1971 году Дювалье внёс поправки в конституцию, которые позволили ему назначить преемника. Преемником он выбрал своего сына Жан-Клода Дювалье. Возрастной ценз на президентский пост был снижен с 40 до 20 лет. Но на тот момент Жан-Клоду было 19 лет, и поправки в конституцию пришлось вносить снова.
21 апреля 1971 года Франсуа Дювалье умер. О его смерти было сказано только несколько дней спустя, опасаясь народных волнений. «Бэби Док» продолжал дело своего отца. При нём часть «тонтон-макутов» была преобразована в «леопардов», что не изменило их сути.
Власть «Бэби Док» удержать не сумел — в январе 1982 года произошла попытка восстания, в 1984 году в стране начались голодные бунты. В июле 1985 года Жан-Клод объявил себя пожизненным президентом, но в конце года в стране начались массовые восстания против диктатора, которые уже невозможно было остановить ни политическими, ни силовыми методами.7 февраля 1986 года военно-морской флот США блокировал побережье Порт-о-Пренса. Диктатор и его семья бежали из страны во Францию.
Период после диктатуры
Власть на Гаити перешла к белому генералу Анри Намфи. Однако позиции сторонников Дювалье были сильны, и они продолжали терроризировать население. В январе 1988 года на выборах победил лидер Объединения прогрессивных национальных демократов Лесли Манига. Он не нашёл общего языка с армией, а левая оппозиция обвинила его в соглашательстве со сторонниками Дювалье. 20 июня 1988 года Манига был свергнут, и к власти вернулся Анри Намфи, который продолжал преследование оппозиции. 17 сентября того же года он был свергнут. Новым военным главой страны стал Проспер Анвиль, продолживший политику своего предшественника. В стране возобновились массовые протесты, и 10 марта тот был свергнут.
16 декабря 1990 года президентом был избран Жан-Бертран Аристид — бывший католический священник, приверженец «теории освобождения». Он собирался провести ряд политических и социальных реформ, но его планы встретили сопротивление в парламенте и армии. 29 сентября 1991 года Аристид был свергнут, власть в стране захватил генерал Рауль Седра, который начал террор против сторонников Аристида.
США отказывались признавать режим Седра. В 1994 году ООН наложило эмбарго на ввоз в гаити любых товаров, кроме продовольствия и медикаментов. США поставили своей задачей возвращения в страну свергнутого хунтой Аристида и потребовали Седра уйти в отставку. Была развёрнута широкая пропагандистская программа против гаитянского режима, к берегам Гаити подошли корабли американского военно-морского флота. 19 сентября 1994 года на острове высадились 3 тысячи морских пехотинцев США, а 15 октября в страну вернулся свергнутый хунтой Аристид и приступил к исполнению обязанностей президента. Он сократил армию и расформировал службу безопасности, затем создал политическое движение «Лавалас».
17 декабря 1995 года на выборах победил кандидат «Лавалас» Рене Преваль. Придя к власти, он начал реформы неолиберального толка, что обострило и без того сложную ситуацию в стране. В 1997 году в стране начались массовые забастовки, часто перерастающие в столкновения с полицией. Движение «Лавелас» раскололось, сторонники Аристида создали своё движение «Семья Лавелас».
21 век
В 2001 году к власти в стране вновь вернулся Аристид. Было создано «альтернативное правительство» во главе с самопровозглашённым президентом Гуаргом. В 2003 году Гуарг был арестован. Правительство Аристида отказалось провести досрочные парламентские выборы.
В экономической политике Аристид пошёл на непопулярные меры, сделав ряд уступок МВФ, что осложнило и без того сложную ситуацию в стране.
5 февраля 2004 года в Гонаиве начался антиправительственнный мятеж, возглавленный «Революционным фронтом сопротивления Артибонита». Мятежники заняли север страны, почти все крупные города и окружили столицу. Они потребовали отставки президента Аристида. 29 февраля 2004 года Аристид подал в отставку и бежал из страны. Временно исполняющим обязанности президента стал председатель Верховного суда Гаити Бонифас Александр. Он обратился к ООН с просьбой направить в страну международные силы для наведения порядка. В апреле 2004 года в страну были введены воинские контингенты из США, Франции, Канады и Чили. 14 мая президентом страны был избран Рене Преваль. Ситуация в стране остаётся нестабильной.
Текст подготовлен с использованием материалов Travel.ru