Палестина

Газа

арабский

3512000

6220

Новый шекель

+972

metric

220 V

+2

Лучшие предложения

Автономия имеет границы с Израилем, Иорданией (по реке Иордан) и Египтом (Сектор Газа). Западный берег представляет из себя вытянувшийся более чем на 200 километров горный кряж с высотами до 1016 метров над уровнем моря. Самая низкая точка – Мертвое море (400 м ниже уровня мирового океана - низшая точка суши на Земле).

Визовый режим

Въезд на Западный Берег не представляет никаких сложностей, но посещение Сектора Газа практически невозможно в настоящее время.

Автономия не осуществляет своей политики в сфере въезда иностранцев. Внешние границы Западного Берега контролируются Израилем, поэтому для посещения Палестины следует получить израильскую визу. Посещение Сектора Газа в настоящее время практически невозможно для туристов из-за крайне опасной политической ситуации, усугубляющейся конфронтацией между правящими в анклаве исламистами Хамаса и израильской армией.

Для получения визы необходимо лично представить в консульский отдел посольства Израиля:

  • заграничный и внутренний российский паспорта,
  • две заполненные анкеты с с прикрепленными фотографиями,
  • приглашение (турваучер) с указанием реквизитов и с подписью приглашающей стороны (возможен факс),
  • справку с места работы (учебы) с указанием дохода и медицинскую страховку.
  • Заграничный паспорт должен быть действителен не менее 6 месяцев на день обращения за визой. Облегчают получение визы предоставленные копии свидетельств о браке и о рождении детей, а также ксерокопии предыдущего загранпаспорта с шенгенскими и иными визами, если визовая история положительная. Срок оформления туристических виз - 5 рабочих дней.
  • Для детей в возрасте до 18 лет требуется свидетельство о рождении и копия. Если ребенок имеет свой паспорт, то необходимо нотариально заверенное разрешение на поездку от обоих родителей (даже если он следует с родителями). Если ребенок вписан в паспорт родителей, необходимо разрешение на выезд от второго родителя (даже если они едут вместе).

Посольство оставляет за собой право отказать в выдаче визы без объяснения причин, а также может вызвать клиента на собеседование. В случае отказа повторное обращение в посольство возможно не ранее чем через 12 месяцев. Консульский сбор ($17 в рублевом эквиваленте) взимается только за рассмотрение документов и не возвращается.

В настоящее время любой турист, въезжающий в страну через сухопутные границы с соседними странами, должен иметь при себе въездную визу в страну, откуда совершается въезд, и выездную визу из этой страны, а также уплатить пошлину за пересечение границы. Владельцы дипломатических паспортов, дети младше двух лет, сотрудники Международного красного креста и ЮНЕСКО от уплаты пошлины освобождаются.

Следует иметь в виду, что израильские консульства не приветствуют, когда в качестве цели поездки указывают посещение Палестинской автономии. Более того, в этом случае израильское консульство может выдать визу с пометкой о необходимости въезда и выезда в страну исключительно через мост Алленби на границе с Иорданией. Кроме того, такая виза может быть действительна только для посещения палестинских территорий, но не самого Израиля. Практичнее получить израильскую визу на обычных основаниях.

Формально иностранные туристы желающие посетить автономию должны получить специальное разрешение у военной администрации. Из-за непонятности процедуры оформления бумаг, дающих право на въезд в Палестину, за последнее время десятки иностранцев были вынуждены изменить маршрут своего путешествия, объехав палестинские территории стороной. Туристам требовалось предоставить справки, которые они якобы должны были получить еще на своей родине, в генконсульстве Израиля. В ряде случаев разрешения на въезд выдавались ЦАХАЛ (Армией обороны Израиля). С другой стороны, тысячи туристов посетили палестинские города из Израиля без каких-либо разрешений в принципе. Исходя из вышесказанного, туристам, желающим посетить Палестину, рекомендуется проконсультироваться с израильскими властями во избежание вероятных недопониманий с представителями армии и полиции.

Таможенные правила

Формально автономия не имеет своих таможенных органов и на прибывающих в Палестину распространяются израильские правила. По прибытии в Израиль туристы должны предъявить паспорта и въездные бланки, на которые при прохождении паспортного контроля ставится штамп. Лица, не желающие иметь израильские отметки в своих паспортах, должны заранее сообщить об этом представителю пограничной службы. В израильских аэропортах и на контрольно-пропускном пункте в Рафиахе действует "зеленый коридор", через который следуют лица, не имеющие при себе (и в сопровождаемом багаже) товары, нуждающиеся в декларировании. При пересечении границы между Израилем и автономией таможенный контроль не осуществляется.

Ввоз и вывоз валюты в любом виде не ограничен. Беспошлинно можно ввезти до 1 л спиртных напитков, до 250 г духов, до 250 шт. сигарет или до 250 г табака, подарков на сумму не более 200$, а также предметы и вещи личного пользования. Кроме того, от налогов освобождаются следующие товары, если они имеют небольшие габариты и выглядят бывшими в употреблении: пишущие машинки, фотоаппараты и кинокамеры (за исключением видеокамер), радиоприемники, магнитофоны, бинокли, личные ювелирные изделия, музыкальные инструменты, коляски для грудных детей, спортивное снаряжение и оборудование для кемпингов, велосипеды и аналогичные принадлежности туриста.

Категорически запрещен ввоз наркотиков, оружия и боеприпасов, растений и животных без специальных документов. Строгий контроль за провозом предметов старины и произведений искусства, а также видеотехники, компьютеров и других носителей информации (декларируются и пропускаются только под залог). Тщательная проверка безопасности в Израиле - это обычная процедура, выполняемая в целях общей защиты.

Антикварные изделия, изготовленные до 1700 г., определяются как предметы ручной работы, которые можно вывозить из Израиля только на основании письменного разрешения директора Управления древностей. При этом продажная цена облагается дополнительным 10% налогом на экспорт.

Как добраться

Прямых авиарейсов в Палестину не существует. Регулярные ежедневные рейсы из Москвы в Тель-Авив (4 часа) выполняют "Трансаэро" и El-Al. Из Санкт-Петербурга в Тель-Авив раз в неделю летают "Пулково" и El-Al. Регулярные рейсы в Тель-Авив выполняются также из множества городов России и СНГ. Ряд авиакомпаний предлагают полеты с пересадкой в других странах – часто эти рейсы дешевле прямых. Из Москвы летают чартеры.

Национальная авиакомпания Палестины Palestinean Airlines имеет в своем распоряжении два небольших самолета "Фоккер-50" и осуществляет дважды в неделю рейсы из египетского Эль-Ариша (Синай) в Амман (Иордания). Авиакомпания базируется в Эль-Ариш, расположенном всего в 45 км к западу от границы с Израилем. К сожалению, в силу обострения арабо-израильского противостояния аэропорт Газы не действует и самолеты летают с территории Египта, делая крюк вокруг Израиля.

По суше

Наземным путем попасть в Палестину можно из Египта (КПП Рафах) в сектор Газа и из Иордании (КПП Мост Алленби) на Западный Берег. В каждой из стран автобусы ходят до границы, затем нужно перейти ее пешком, а дальше сесть на местный автобус.

Прямых автобусных рейсов в палестинскую автономию нет, в связи с чем возникает необходимость сменить транспорт после перехода границы. На более чем полутора десятках контрольно-пропускных пунктов между Израилем и территорией автономии осуществляют паспортный контроль всех въезжающих и выезжающих из Палестины в Израиль. Туристам настоятельно рекомендуется ознакомиться с разделом виз, поскольку посещение Палестины имеет ряд важных особенностей. Например, лица, изначально заявившие в консульстве Израиля целью своей поездки посещение палестинских территорий, получают визу с пометкой о необходимости въезда и выезда исключительно через мост Алленби на границе с Иорданией.

Посольство Государства Палестина в Российской Федерации

Адрес: 119034, г. Москва, Кропоткинский пер., 26
Тел.: (495) 637-4340, 637-3682
Факс: (495) 637-2195, 230-2083
E-mail: embassy@palestine.ru

Полезная информация

Результатом более чем десятилетних мирных переговоров между Израилем и палестинцами стало предоставление последним автономии на части территорий Западного берега Иордана (Иудея, Самария) и Сектора Газа. Палестинцам были переданы все крупные арабские города Западного берега: Шхем (Наблус), Дженин, Рамалла, Вифлеем и Хеврон (Эль-Халиль). Палестинские силы самообороны в составе нескольких десятков тысяч полицейских осуществляют в настоящее время контроль над территориями, определенными как территории Палестинской автономии. Израиль контролирует внешние границы автономии, все важнейшие стратегические высоты, водные источники, а также осуществляет охрану еврейских поселенцев на Западном берегу Иордана (более 220 тысяч человек). Следует, однако, учитывать, что Израиль не несет ответственности за ваше пребывание на территории автономии, а также за все сложности, которые могут возникнуть с палестинскими властями.

Правила поведения на территории Палестинской автономии

Следует всегда носить с собой паспорт на случай довольно часто встречающихся блок-постов израильской армии и палестинской полиции.

Избегайте ночных путешествий, а также посещения районов, где может действовать комендантский час.

Избегайте крупных скоплений местных жителей, которые могут привести к вспышкам насилия и стычкам с израильскими войсками.

Не пытайтесь вызвать местных жителей на откровенность, интересуясь их взглядами на мирный процесс с Израилем, уровнем жизни жителей автономии и так далее. Есть все основания полагать, что палестинская правящая верхушка весьма жестко подавляет любые проявления недовольства среди своего населения. Большое количество провокаторов и доносчиков действует на территории автономии. В лучшем случае с вами не будут откровенны. В худшем - сочтут за провокатора.

Следует учитывать, что густонаселенный Сектор Газа довольно неспокоен, на фоне более чем 50%-ной безработицы процветают исламские фундаменталистские движения экстремистского толка - "Исламский Джихад", "Хамас" и другие, жертвами которых могут стать как израильтяне, так и иностранные туристы. Палестинская полиция не всегда полностью контролирует ситуацию, и вы совершенно не застрахованы от довольно часто происходящих стихийных всплесков насилия и жестокости, когда толпа с легкостью может углядеть в одиноком туристе образ врага. Вне зависимости от того, с какими намерениями вы находитесь в Палестине, нет никаких гарантий, что ваше пребывание там будет истолковано противоборствующими сторонами правильно.

Гражданам Израиля, а также иностранным туристам, имеющим вид на жительство в Израиле, запрещается посещение зон А и В, находящихся под контролем палестинской администрации. Нарушившие закон подлежат уголовному преследованию, вплоть до тюремного заключения, по обвинению в нарушении режима особого военного контроля.

Деньги

На территории в ходу израильские шекели, но также принимают доллары, евро, иорданские динары. В Секторе Газа можно использовать египетские фунты.

Валюту можно обменять в банках и специализированных обменных пунктах. Во многих крупных торговых точках и в отелях к оплате принимается свободно конвертируемая валюта. Сдачу, однако, при этом могут выдать в шекелях. В большинстве магазинов, на улице, в транспорте и на рынках расплатиться можно только шекелями.

Кредитные карты ведущих мировых платежных систем принимают только в крупных отелях и торговых центрах и только в крупных городах. И только в крупных городах существуют банкоматы.

Банки и обмен валюты

Палестинская автономия не имеет своей денежной единицы. Израильский шекель является основным средством расчетов. Принимаются доллары и евро, но, как правило, по крайне неудобному для туриста курсу. Вопреки сообщениям ряда путеводителей, иорданский динар практически не принимают к оплате в Палестине. Обмен валюты можно произвести в любом банке или обменном пункте.

Связь

Интернет

Интернет-кафе имеются повсеместно во всех крупных городах автономии. Связь может разниться от быстрой и удобной, до модемной и чрезвычайно медленной. Интернет-кафе, как правило, переполнены молодежью. Интернет-сервис предоставляется несколькими компаниями - Palsoft, Palnet, Palestine on line. Вместе с тем в израильских поселениях Западного берега сервис осуществляется исключительно израильскими провайдерами.

Сотовая связь

Сотовая связь осуществляется компанией Paltel (www.paltel.ps), крупнейшим в автономии оператором сотовой, стационарной и спутниковой связи. Вместе с тем фактически весь сервис осуществляется через крупные израильские сотовые компании - Cellcom, Orange и Motorolla. В связи с чем палестинский оператор выступает как посредник между данными компаниями и пользователями в автономии.

Пользователям предлагаются как кредитные тарифы с оплатой по окончанию периода времени (как правило, оплата раз в месяц), так и посредством карт предоплаты. Для туриста может быть актуален последний вариант. В продаже карты на 20, 45, 70, 150 и 270 единиц. Стоимость каждой единицы уменьшается по мере увеличения номинала карты. Тарифы зависят и от времени звонка. В часы пик (8.00-18.00) стоимость примерно на 30% выше, чем в вечернее и ночное время. Стоимость звонков можно условно разделить на 3 вида: внутри автономии, в Израиль и за границу. При этом очень многие палестинцы пользуются услугами израильских операторов, чей сервис дешевле, а качество связи лучше.

Резюмируя изложенное выше, можно сказать, что для туриста наиболее практичный вариант воспользоваться израильской картой предоплаты во время путешествия по автономии. В силу небольших географических расстояний, в любой точке автономии действуют израильские операторы сотовой связи.

География

Климат

Климат автономии соответствует израильскому, иорданскому и египетскому. Субтропический климат распространяется на всю небольшую территорию автономии, хотя из-за особенностей географического положения и рельефа встречаются участки с тропическим сухим и умеренным типом климата.

Средние температуры января от -6 до +18°С, июля - от +24 до +30°С, но одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному. Осадков выпадает от 100 до 800 мм в год, преимущественно зимой (с ноября по март). Наибольшее количество осадков выпадает обычно в декабре-феврале.

Лето длинное (с апреля по октябрь), жаркое и сухое. Летом из Аравийской и Синайской пустынь дуют жаркие иссушающие ветры "шарав" и "хамсин", а зимой часты вторжения влажных и теплых воздушных масс со Средиземноморья. Температура воды Мертвого моря колеблется от +19°С в феврале до +31°С в августе. Средняя температура воздуха осенью и весной +27°С, зимой +20°С, а летом превышает +35°С.

Природа

Палестинские территории состоят из двух разрозненных частей - приморского Cектора Газа и гористого Западного берега Иордана, иначае называемого Иудея и Самария.

Сектор Газа
Сектор Газа представляет собой преимущественно засушливые песчаные дюны, тянущиеся на протяжении 40 километров от границы с Египтом до города Газа, от пяти до дестяти километров в ширину. Газа предельно урбанизирована, и большая часть земель застроена или занята посадками цитрусовых и овощей. Для туриста интерес представляет очень живописное побережье в южной части Сектора Газа, круто обрывающееся к морю. Пальмы вплотную подступают к пляжам, напоминая тропический рай. К сожалению, в последнее время большая часть побережья Газы подвергается сильному загрязнению, а пальмовые массивы вырубаются местными жителями для отопления своих домов зимой.

Иудея и Самария
Горный массив, вытянувшийся с севера на юг, начинающийся от израильской Хайфы и продолжающийся вплоть до израильского же города Арад на крайнем юге. Палестинские территории занимают большую часть этого горного массива. Северная его часть, Самария, - это преимущественно край зеленых холмов и оливковых садов. Здесь сравнительно много осадков, ручьев, зелени и лесов. Иудея более засушлива и южнее Эль-Халиля (Хеврон) переходит в пустыню. Восточная часть Западного берега собственно и есть долина реки Иордан. Большая часть долины засушлива, а в районе Иерихона представляет собой пустынное плато.

Население

Население автономии составляет 3,5 миллиона жителей, из которых 1,5 миллиона проживают в Газе. Более 90% населения составляют палестинские арабы, кроме того, здесь проживают более 220 тысяч израильских поселенцев. Две эти группы населения сосуществуют практически независимо, проживают в раздельных населенных пунктах и никак не связаны между собой. Кроме того, израильские поселенцы имеют израильское гражданство и не подчиняются властям автономии. С приходом к власте в 1,5-миллионном Секторе Газа исламитской группировки Хамас, эта часть Палестинцы фактически была блокирована Израилем, и связь между двумя частями Палестины практически прекратилась.

Политика

Палестина фактически является республикой с избираемым парламентом. Особенностью государственности является то, что территория Палестины находится под контролем израильской военной администрации и имеет статус автономии с ограниченными правами. Политическая ситуация в автономии и нескончаемый палестино-израильский переговорный процесс во многом определяют политическую ситуацию. На сегодня нерешенными остаются наиболее сложные вопросы, такие как границы будущего палестинского государства, статус беженцев, статус Иерусалима. Кроме того, отсутствие единства в обществе и чрезвычайная разобщенность в руководстве ведут к постоянной нестабильности, переходящей в беспорядки и боевые действия. Приход в 2005 году к власти в Секторе Газа радикальных исламистов из "Хамаса" еще боле усугубил ситуацию в многострадальной автономии. "Хамас", ведущий борьбу с Израилем террористическими методами, провоцирует его на ответные жесткие меры, начиная с экономического бойкота и без того нищего населения и заканчивая боевыми действиями, ведущими к гибели значительного числа мирных граждан.

История

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев. С XIII века до н. э., а возможно и раньше, несколькими волнами началось заселение территории Палестины «народами моря» (союзом племен запада Малой Азии и островов Восточного Средиземноморья), воевавшими с Египтом, позже им побежденными и окончательно осевшими здесь, очевидно, с разрешения фараона.

Параллельно с этим с XIII века до н. э. началось завоевание территории Палестины древнееврейскими племенами.

В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 928 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).

На данный момент евреи являются самым древним народом из тех, которые когда либо проживали на этой земле. Ханаанеи не сохранились, также как и филистимляне (современные «палестинские арабы» не являются их потомками). Также стоит отметить, что название «Палестина» — это название региона подобно Сибири, Леванту, Ближнему Востоку и т. д. Палестина никогда не являлась отдельным независимым государством. У евреев эта земля известна как «Эрец-Исраэль» (Земля Израиля или Страна Израиля).

Античность

Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).

С 63 г. до н. э. Иудея являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. — в составе Византии.

После поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 132 году н. э., римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах[6]. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.

395—619 гг. Палестина была провинцией Византии.

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов.

После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии.

Период арабского владычества (638—1099)

Около 636 года — в самом начале исламских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами.

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов[9] к Аббасидам, к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

  • завоевание и освоение страны (638—660 г.);
  • династия Омейядов (661—750);
  • династия Аббасидов (750—969);
  • династия Фатимидов (969—1099).

Период крестоносцев (1099—1291)

С 1099 по 1187 г. крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 пала последняя крепость крестоносцев Акра.

Период мамлюков (1291—1516)

В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.

Под властью Османской империи (1516—1917)

В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

В 1695 году Палестину посетил географ и лингвист Адриани Риланди, который написал о своём путешествии книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata. Он создал карту Палестины и произвёл перепись населения по населённым пунктам. По его наблюдениям страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), где преобладали мусульмане.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799 г.). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых составляли евреи (главным образом сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.

В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения.

В 1846 году глава католической церкви, Папа римский, восстановил иерусалимский патриархат.

К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.

Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

С конца XIX века началось заселение Палестины евреями (хотя незначительное еврейское население существовало там всегда), последователями идеологии сионизма. В 1900 году только в 34 еврейских сельскохозяйственных поселениях с 28176 гектарами земли было 5,3 тыс. человек.

В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.

Британский мандат

Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине.

В результате Первой мировой войны в апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией Палестины (был утверждён Лигой Наций в июле 1922 году). Английская подмандатная территория Палестина включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией. 2 ноября 1917 года английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине «национального очага для еврейского народа». В 1921 году был выделен отдельный мандатный эмират Трансиордания, из которого впоследствии (в 1946 году) было образовано независимое королевство Иордания.

В 1919—1923 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства.

В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.

Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании.

В 1924—1929 (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Британией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.

По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.

Создание Израиля

В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев.

29 ноября 1947 года Организация Объединённых Наций приняла план раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181). Этот план предполагал разделение Палестины на два государства — арабское и еврейское. Иерусалим был объявлен международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу. «Ишув» (евреи, проживающие в Израиле) приняли этот план [20], но Лига арабских государств и Высший арабский совет его отвергли.

14 мая 1948 года было провозглашено образование на оставшейся части территории подмандатной Палестины государства Израиль. Уже на следующий день сразу семь арабских государств (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен) напали на новую страну, начав тем самым Первую Арабо-Израильскую войну. После года боевых действий было объявлено перемирие и определены временные границы, названные «Зелёной чертой». Трансиордания аннексировала то, что впоследствии стали называть Западным Берегом и Восточным Иерусалимом, а Египет получил контроль над Сектором Газы. Арабское государство Палестина так и не было создано.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны вся территория бывшего мандата оказалась под контролем Израиля. Хотя позже в ходе арабо-израильских переговоров и была создана Палестинская автономия, ситуация продолжает оставаться неурегулированной.

В последние годы возобновились переговоры между Российской Федерацией и Израилем по её статусу.

 

 

 

 

 

 

 

Главные отрасли экономики ПНА — сельское хозяйство, промышленность, торговля и сфера услуг ориентированы на «общий рынок» с Израилем. Св. 60% сельскохозяйственной продукции этих территорий (в основном оливки, табак, цитрусовые, овощи и некоторые виды сырья) направляется на переработку и потребление в Израиль. Экспорт сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении — 603 млн долл. США. Общая стоимость импорта — 1,9 млрд долл. США (2002). Более 90% импорта приходится на потребительские товары из Израиля (текстиль, электротовары, транспортные средства, а также некоторые пищевые продукты — мука, сахар, рис).

Общая тенденция последнего времени в экономике — сокращение занятости населения в сельском хозяйстве, его «раскрестьянивание» и превращение в наёмных рабочих — полупролетариев. В 1990-х гг., по некоторым оценкам, до 50% активного населения Западного берега и Газы были наёмными рабочими, 66% из них были заняты в сфере услуг, 21% — в промышленности и 13% — в сельском хозяйстве. В структуре ВВП доля сельского хозяйства в 2002 составила 9%, промышленности — 28%, сферы услуг — 63%.

В промышленности преобладает мелкотоварное производство: небольшие предприятия, мастерские с числом рабочих от 50 до 10 чел. и менее (в основном по производству оливкового масла, мебели, текстиля, кожевенных изделий, мыла, пластиковых материалов). Некоторые промышленные предприятия на Западном берегу специализируются на производстве строительных материалов: цемента, нерудных ископаемых, строительного камня, мрамора. 90% промышленного производства ПНА идёт на местные рынки и лишь ок. 10% экспортируется в Израиль, Иорданию, Египет.

Специфика экономики ПНА — массовая миграция арабских рабочих на заработки в Израиль, где они используются главным образом на тяжёлых работах в строительстве, сельском хозяйстве, на прокладке дорог, в сфере городского обслуживания. В 1970—80-х гг. численность таких рабочих достигала 100—120 тыс. ежегодно. В 2000—03 в связи с введением израильским правительством практики закрытия границ с Западным берегом и сектором Газа эта цифра снизилась до 30—40 тыс.

ПHA принадлежит к числу тех стран, экономическая жизнеспособность которых в большой степени зависит от иностранной финансовой помощи. В 1994—98 эту помощь оказывали (в млн долл. США): арабский мир — 43, Европа (страны ЕС) — 277, США — 65, Япония — 62, МБРР — 24.

Бюджет 2002 (млн долл. США): доходы — 930, расходы — 1200, внешний долг — 108.

ВВП на душу населения в год — 800 долл. США. В наиболее трудном положении находятся палестинцы — жители лагерей для беженцев. Официальная сумма расходов ЮНВРА на 1 чел. Равна 37 долл. США в год. От недоедания, болезней, особенно желудочных, недостатка врачей детская смертность достигает 32%. Один врач приходится на 10 тыс. беженцев. Уровень безработицы превышает 30%, а в Газе — 60%.

Текст подготовлен с использованием материалов worcount.com

Достопримечательности

Хеврон

Хеврон - один из самых древних постоянно заселенных городов мира. Его Арабское название, Халиль Эль-Рахман, означает "Друг Бога". Хеврон связан с именем Авраама и является святым городом как для евреев, так и для христиан и мусульман. Когда Сара, жена Авраама была близка к смерти ,Авраам приобрел пещеру Махпела, где она и была похоронена. Расположенная в центре Хеврона, прещера Махпела стала могилой Патриархов и их жен: Сары, Аврааама, Исаака, Ребекки, Лeи и Яакова . Город расположен к югу от Иерусалима на высоте 1000 метров над уровнем моря. Особенно привлекательным для туристов его делают узкие, петляющие улочки старого города, множество старинных каменных зданий и храмов. Эль Харам - главная святыня Хеврона, напоминающее крепость здание, возведенное над пещерой Махпела, внутри которой отдельно совершают молитвы как евреи, так и арабы. Современный Хеврон - главный город южной части Западного Берега, с населением в 100,000 жителей, коммерческий и культурный центр южно-Иудейского региона. В конце девяностых годов город перешел под палестинское самоуправление, за исключением небольшого еврейского квартала, по-прежнему контролируемого израильской армией.

Регулярное автобусное сообщение с Иерусалимом через Вифлеем. Множество минибусов и маршрутных такси курсируют между Хевроном и Иерусалимом, Хевроном и Беер-Шевой. Будьте готовы к длительным проверкам на пропускных пунктах в Израиль.

Вифлеем

Вифлеем расположен на высоте 955 метров выше уровня моря на древнем караванном пути в 10 км к югу от Иерусалима. Окруженный холмистой местностью, он протянулся в восточном направлении к Иудейской пустыне. Со стен города открывается потрясающий вид: древний ландшафт, поросший виноградниками, оливковыми деревьями, и маленькие старинные деревеньки.

Само название Вифлеема вызывает в воображении образы младенца Иисуса и девы Maрии, трех волхвов, принесших Ему священные дары. Как место рождения Сына Божьего, Вифлеем для христиан более значим, чем любое другое место на земле. Этот маленький городок, чья история уходит своими корнями вглубь тысячелетий, оказал однако огроомное влияние на ход истории мировой.

Современный Вифлеем - один из главных центров палестинского туризма. Ежегодно тысячи паломников стремятся поклониться его святыням, множество ценителей древности -полюбоваться его дворцами и храмами. Но истинный шарм Вифлеема открывается в его узких переулках, далеко от мест паломничества и площадей. Там, где располагается рынок, можно в полной мере ощутить истинный колорит востока. Город и рынок - причудливое соединение древних традиций и современного жизненного уклада, Мусульманского и Христианского.

Издавна Вифлеем славился своими мастерами-резчиками по дереву, которые превращали оливковые доски в произведения искусства. в основном ими изготовлялись предметы культа, украшавшиеся перлямутром и драгоценностями. Впервые эти уникальные вещи были представлены на Международной Ярмарке в Нью-Йорке в 1852. После этого в самом городе началось поточное производство сувениров, имитирующих предметы культа. Но за время существования этой индустрии, технология изготовления подобной продукции приблизилась к изящному искусству. Многочисленные ремесленные цеха в Вифлееме предлагают туристам огромный выбор сувениров - предметов культа Святой Земли и драгоценностей.

Базилика Рождества

Когда Иосиф, повинуясь указу цезаря Августа о переписи населения всей империи, прибыл в Вифлеем вместе с беременной женой своей Марией, места в их гостинице не оказалось, так что Иисус, как свидетельствует Священное Писание, был рожден в пещере, что использовалась как временное пристанище. Впоследствии на этом, святом для всех христиан, месте императором Константином Великим в 332 г. была возведена Базилика Рождества. От первоначального сооружения до наших дней дошла лишь небольшая часть мозаичного пола и элементы каркаса церкви. Существующая ныне Базилика была восстановлена в 30 годах VI века. Внешний вид ее напоминает крепость, низкий и узкий вход в которую защищал святыню от вторжения захватчиков и предотвращал всякую возможность для "неверующих" въехать в храм верхом на лошади. Базилика поражает великолепием своего убранства. Здесь до настоящего времени сохранились фрагменты древних фресок и мозаики. Но главное место храма - Грот Рождения. Здесь, в этом крохотном пространстве и появился на свет младенец Иисус. Место его рождения обозначает серебряная звезда (Вифлеемская звезда) в белом мраморном полу. Об этом свидетельствует и надпись на ней: Hic Virgine Maria Iesus Christus natus est. Из пятнадцати лампад, горящих над местом рождения Христа, шесть принадлежат Греческой христианской общине, пять - Армянской и четыре - Латинской.

Бейт-Сахур

Это место, где ангел, посланец Бога, явился перед пастухами с благой вестью о рождении Иисуса, сопровождаемой множеством небесных знамений.

Монастырь Святого Элиаса

Напоминающий крепость греческий монастырь, основанный в VI веке нашей эры. Из монастыря открывается великолепный вид на Иерусалим и Вифлеем.

Путешествия из Иерусалима

Большинство мест, о которых ниже пойдет речь, находятся в сельской местности, где общественный транспорт ходит чрезвычайно редко. Для непродолжительной экскурсии по ним лучше арендовать автомобиль или взять такси в Вифлееме. Мы не советуем вам пользоваться подобными услугами в Иерусалиме, так как это обойдется намного дороже. Более выгодный вариант - добраться общественным транспортом до Вифлеема, где можно договориться с таксистами или владельцами частных автомобилей за гораздо меньшую сумму.

Крепость Иродион

В шести километрах к востоку от Вифлеема на вершине южного холма возвышаются развалины укрепленного дворца Иудейского царя Ирода. С крепостных стен открывается великолепный вид на Мертвое Море. Сам дворец поражает своим величием и роскошью. Взгляду открывается целый город, включающий квартиры, фонтаны и сад. У подножия холма можно видеть руины огромного бассейна и различных административных построек.

Соломоновы пруды

В четырех километрах к югу от Вифлеема, среди высоких сосен находятся остатки древних гидротехнических сооружений - Соломоновы Бассейны. Они представляют собой три огромных прямоугольных резервуара из камня, которые некогда могли вмещать 160,000 кубических метров воды. Хотя легенда их строительство приписывает царю Соломону, современные ученые без сомнений относят создание бассейнов ко времени правления царя Ирода. Возможно также, что проект был осуществлен под непосредственным руководством Понтия Пилата. В прошлом, скопившаяся в этих резервуарах дождевая вода при помощи насосов подавалась в Вифлеем и Иерусалим. Около бассейнов располагается Qalat Аль-burak, Отттоманская крепость, относящаяся к XVII столетию. Крепость была воздвигнута для защиты резервуаров - главного источника воды для близлежащих городов.

Монастырь Святого Теодосиоса

Монастырь расположен к востоку от исторической деревни Убедийе в 12 км к востоку от Вифлеема.

Монастырь Мар-Саба

Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является, пожалуй, одним из самых грандиозных памятников Иудеи. Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов, расположен в 15 км к востоку от Вифлеема.

Иерихон

Добраться до Иерихона вы можете, воспользовавшись услугами арабских маршрутных такси, довольно часто курсирующих от Шхемских ворот Иерусалима. Дополнительная возможность - выехать из Иерусалима одним из автобусов "Эгедда", следующих до Мертвого Моря, от центрального автобусного терминала Иерусалима. Водители этих автобусов по вашей просьбе высадят вас на перекрестке, откуда до Иерихона около пяти километров. В течении считанных минут вы поймаете такси, либо попутную автомашину до города.

Иерихон - древнейший город мира, расположенный на 260 метров ниже уровня моря. Город, столь часто упоминающийся в Библии, имеет более чем 10 000- летнюю историю. В Иерихоне находится несколько наиболее значимых для человечества памятников. Вклад Иерихона в развитие мировой цивилизации уникален. Глиняная посуда появилась в древнем Иерихоне примерно на 1000 лет раньше, чем в Месопотамии (Шумере) и Египте. Интересно, что и стены и укрепления города на 4000 лет "старше" пирамид Египта.

Древний Иерихон располагался в 2 км от северо-западных предместий современного города. По сути, это оазис в пустыне. В результате археологических раскопок было найдено много древних построек, включая самую старую (из известных) лестницу в мире и крепостные укрепления, возраст которых - 7000 лет. Иерихон - важная сельскохозяйственная область, которая поставляет на рынок свежие фрукты и овощи круглый год. Особенно она славится своими бананами и цитрусовыми. Умеренный климат Иерихона делает его любимым зимним курортом. Расположенный 36 км к востоку от Иерусалима, Иерихон находится на дороге к Амману, которая соединяется с шоссе, ведущему на Галелею.

Дворец Хишиама

Расположен в 2 км к северу от Иерихона. Построен он был по приказу омейядского Халифа Ибн Абул Мелика, представляя собой великолепный зимний дворец, который был разрушен землетрясением в 747 году, вскоре после постройки. В состав дворцового комплекса входили покои халифа, казармы его гвардии, мечеть, бассейны. Пол дворца богато украшен мозаикой.

Мечеть Наби Муса

Nabi Musa на арабском языке означает "пророк Моисей" - один из главных пророков не только в иудаизме, но и в Исламе. Уже в средние века мечеть Nabi Musa стала местом ежегодного сбора паломников. Несмотря на свое расположение во внушающей страх местности в 20 км к востоку от Иерусалима, "Nabi Musa" - роскошный пример средневековой Исламской архитектуры.

Монастырь Дейр Каранталь

Монастырь был построен в VI столетии на месте пещеры, где жил Христос. Около 40 пещер на восточных наклонах горы населялись монахами и отшельниками начиная с ранних дней Христианства. Как свидетельствует Библия, именно здесь Иисус провел сорок дней без пищи и воды, стойко отвергая все те искушения, которые щедро посылал ему Сатана. Отсюда, с вершины Горы Искушения (350 м над уровнем моря) великолепно видна долина реки Иордан. Путь, ведущий к монастырю, очень крут и труден для подъема, но великолепие монастыря и открывающегося с его стен пейзажа - стоят затраченных усилий.

Вади Кельт и монастырь Сент-Джордж

Речка Кельт проложила себе русло в естественном разломе среди скал с высокими, отвесными склонами. Она протянулось на 45 км от восточных окраин Иерусалима и до впадения в Иордан. Отшельники населяли русло реки начиная с III столетия н.э. Это место идеально подходит любителям пеших путешествий, особенно если они планируются зимой. Монастырь C-. Джордж, выдолбленный в скале, выразительно выделяется на фоне каньона. Построенный в V столетии, монастырь был разрушен во время Персидского вторжения в Палестину. Большая часть существующего монастыря в 1901 была восстановлена Греческой Ортодоксальной Церковью.

Дом Доброго Самаритянина

Расположенное 10 км к востоку от Иерусалима, на магистрали, ведущей в Иерихон, это место столетиями служило местом отдыха торговцев и путешественников. Сегодня, здесь можно купить различные сувениры (благо ремесленные мастерские в этих местах работают, не покладая рук). Вы можете насладиться завтраком в палатке бедуина,а так же посетить находящийся по другую сторону дороги постоялый двор Еутимиуса Чурча, построенный им в V столетии, чтобы продолжить дело библейского Доброго самаритянина.

Река Иордан

К сожалению, в настоящее время большая часть реки не доступна для посещений из-за своего геополитического положения, так как является границей между Израилем и Иорданией. Прилегающие к Иордану районы усеяны минными полями, закрытыми военными полигонами и заборами с колючей проволокой.

Вы можете побывать у истоков Иордана, находящихся на израильской территории. На протяжении 60 километров Иордан несет свои воды принимая в себя десятки более мелких речушек и ручьев, прежде чем впадает в озеро Кинерет. Небольшой участок реки под названием Ярденит, чуть южнее озера, в районе киббуца Дгания, также открыт для туристов и паломников.

На протяжении 60 километров Иордан несет свои воды принимая в себя десятки более мелких речушек и ручьев, прежде чем впадает в Кинерет. По одному из самых бурных и многоводных истоков Иордана, речке Дан, организуются сплавы на каяках и байдарках в летний период (см. Израиль).

Дженин

Провинциальный арабский городок сельского типа. Дженину нечего предложить туристу, но для прибывающих в автономию с севера, городок будет транзитным пунктом для путешествий вглубь Самарии. От небольшой автостанции регулярно отправляются автобусы, минибусы и такси в Шхем, Тубас и окружающие палестинские деревни. Минибусы в Хайфу и Назарет (через Афулу) отправляются достаточно часто (1-2 в час).

Имейте в виду, что после 17:00 будет сложно найти какой-либо транспорт в Израиль. Если так случилось и вы "застряли" в Дженине, то доберитесь на такси, либо попутной машине до одного из блок-постов израильской армии, "Джаламе" (10 км к северу от Дженина, для едущих в Назарет), или до КПП "Мегиддо" (15 км к северо-западу, для едущих в Хайфу). От блок-поста вы всегда сможете найти попутку.

Помните, что не у каждого палестинца имеется право на въезд в Израиль и многие из них при всем желании вам помочь, не смогут проехать через израильские КПП. Имейте ввиду, что солдаты имеют полное право проверить ваши документы, личные вещи, а так же поинтересоваться, откуда и куда вы держите путь.

Шхем

Крупнейший палестинский город Западного Берега (более 200 тыс. жителей), имеющий глубокие исторические корни. Шхем пренадлежал колену Эфраима и Менаше, в Шхеме были захоронены мощи Иосифа, вывезенные из Египта. Шхем относился к одному из шести городов - убежищ для преследуемых.

В настоящее время о богатой истории напоминает немного. В руинах на холме Балата, на окраине города, только имея очень богатое воображение реально представить, насколько этот город был велик в далеком прошлом. Руины Римского амфитеатра скорее руины, чем амфитеатр. Намного больший интерес представляет прогулка по старинным, эпохи турецкого владычества, улочкам Шхема 17-18 веков, красочные базары, мечети и просто красивые площади и дворики. Город живописно раскинулся меж двух гор, Гризим и Эйвал и это тоже придает немалый колорит Шхему.

До Шхема очень просто доехать из Хайфы через Дженин, откуда комфортабельные палестинские автобусы отходят в Шхем каждый час ( 6 шекелей ), минибусы - каждые 20-30 минут (10 шекелей). В Хайфе минибусы на Дженин отправляются с Парижской площади ( Кикар Париз ) в Старом городе по утрам и до полудня, каждый час (10 шекелей ).

Пляжи

Палестинская автономия имеет выход к двум морям - Средиземному через Сектор Газа и к северной части Мертвого моря через Западный берег. Порядка 40 километров песчаных дюн Газы предлагают в целом неплохие возможности для отдыха. Минусом является отсутствие необходимой инфраструктуры отдыха. Пляжи часто замусорены, побережье на большей его части заполнено хаотичными постройками. Относительно неплохие пляжи имеются непосредственно в городе Газа. Туристам будет обеспечено чрезмерное и часто нездоровое внимание со стороны местных жителей. Особенно внимательно к этому следует отнестись путешествующим женщинам. Несколько отелей расположено на набережной города Газы, но ни один из них не имеет своих пляжей.

Северная часть Мертвого моря формально является частью автономии, но фактически полностью контролируется Израилем. Все отели Мертвого моря являются исключительно израильскими отелями, никак не связанными с Палестинской автономией.

Национальные парки и заповедники

Ситуация с природными парками стала таким же заложником арабо-израильского конфликта, как и многие другие аспекты жизни. Фактически палестинская администрация не контролирует сохранность большей части уникальных природных и исторических памятников на своей территории.

К наиболее значимым природным паркам можно отнести: Вади-Кельт (Каньон Кельт).

Каньон Кельт тянется на 40 км вдоль северной части Иудейской пустыни, беря свое начало севернее Иерусалима и заканчиваясь в неподалеку от Иерихона (293 м ниже уровня моря). Речка продолжает петлять еще 10 километров мимо Иерихона, пока не впадает в реку Иордан. Когда-то, во времена Древнего Рима, вдоль Вади-Кельт шла дорога, соединяющая эти два древних города. Остатки римской дороги хорошо заметны и в наши дни. Скалистые обрывы каньона имеют дикий первозданный вид и кажутся на первый взгляд пугающе безжизненными. Вместе с тем в V веке н.э. сюда пришли первые монахи, и начали селиться в кельях, вырубленных прямо в отвесных скалах. В скалах то тут, то там видны маленькие дверцы с крестами над ними. Позднее здесь возник величественный, вырубленный в скале монастырь Сент-Джордж. Монастырская церковь построена вблизи места, где, по преданиям, вороны приносили пищу Илье-пророку (в ней сохранились фрески VI века н.э.). Но впечатляет более всего не легенда, а сам монастырь, вырубленный в скале в глубине каньона и возвышающийся над ущельем. Несколько выше по течению речки можно обнаружить естественный водоем, в который с грохотом срывается водопад. Здесь можно поплавать, принять точечный массаж от его величества водопада и попытаться поймать руками мелких рыбок, снующих в воде.

Текст подготовлен с использованием материалов Travel.ru

 

 

Современная литература арабской Палестины состоит главным образом из произведений нового поколения палестинских писателей и поэтов. Наиболее яркие представители этого поколения: выдающийся палестинский поэт, лауреат международной литературной премии «Лотос» Махмуд Дервиш (цикл стихов «Песни моей маленькой родины», поэма «Стихи при отблеске выстрела»), поэты Самих аль-Касем, Муин Бсису. Писатели и поэты старшего поколения — Абу Салма, Тауфик Зайяд, Эмиль Хабиби. Произведения палестинских писателей изданы в Ливане, Египте, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в Советском Союзе и России.

В последние годы заметное место в культуре арабской Палестине заняло изобразительное искусство, особенно живопись и графика. Наиболее известные палестинские художники: Исмаил Шаммут (картины «Добрая земля», «Женщины из Палестины»), Тамам аль-Акхаль, Тауфик Абдуляль, Абдедь Myты Абу Зейда, Самир Салама (полотна «Лагерь палестинских беженцев», «Мир и война», «Сопротивление народа»). Широкой популярностью среди палестинского населения пользуются произведения художника Ибрагима Ганема, которого справедливо называют «художником палестинской деревни». В своих картинах он показывает привычный повседневный труд крестьян-феллахов, их традиционные обычаи и обряды, красочные костюмы и танцы, наполненные солнечным светом пейзажи палестинских деревень. Это глубокое ощущение своей родной земли и обычаев её народа живописец тонко передаёт в композициях «Танцы на деревенской площади», «Жатва», «Сельский пейзаж». Столь же искренне и проникновенно показаны жизнь и труд крестьян и горожан в полотнах художников Джумарани аль-Хусейни («Сезон сбора оливок»), Лейлы аш-Шавва («Деревенские женщины»), Ибрагима Хазима («Девочки»).

Весомый вклад в развитие национальной культуры Палестины вносят деятели киноискусства. Среди работ молодых палестинских кинематографистов — «Хроника исчезновения» и «Божественное вмешательство» (реж. Илия Селейман, 2002), «Вторжение» (реж. Низар Хасан), «Хроника осады» (реж. Самир Абдулла, работающий во Франции), документальный фильм Мухаммеда Бакри «Дженин» (2002), «Свадьба Рана» (реж. Хани Абу Асад, Палестина — Нидерланды, 2002) и ряд других кинолент.

Для современного национального изобразительного искусства Палестины характерно стремление художников нового поколения к тесной связи с массами, к объединению творческих сил мастеров старшего поколения, находящихся в эмиграции (в Сирии, Ливане, Египте), с молодыми художниками, недавно пришедшими в искусство и живущими на палестинских территориях автономии. Эти новые тенденции к объединению всех творческих сил писателей и мастеров изобразительного искусства на территории автономии и палестинской диаспоры способствуют сохранению национальной общности и единства палестинского народа перед лицом выпавших на его долю тяжёлых испытаний и потрясений.

Текст подготовлен с использованием материалов worcount.com

В ПНА сложилась достаточно развитая система просвещения, которая включает начальное школьное образование, школы 2-й ступени, университеты, колледжи, институты и профессиональные училища. В 2002/03 учебном году на Западном берегу и секторе Газа насчитывалось 1493 общеобразовательные школы (начального и подготовительного уровня) на содержании администрации ПНА, 244 частные школы и 269 школьных учреждений на попечении ЮНВРА в лагерях для беженцев. Во всех этих школах обучалось 984 тыс. учащихся по сравнению с 663 тыс. В 1995/96. По данным первой переписи населения, проведённой администрацией ПНА в 1997, системой просвещения охвачено в общей сложности 90% палестинцев. Широкая сеть школьных учреждений обеспечивает высокую степень грамотности населения палестинских территорий, которая составляет, по некоторым оценкам, более 70%.

Подготовка преподавательского состава для школ 1-й и 2-й ступеней, а также специалистов в различных областях знаний ведётся в высших учебных заведениях Палестинской автономии: в университетах «Бир-3ейт» (в окрестностях г. Рамалла), «Ан-Наджах», в институтах и колледжах г. Газа — Дженин, Наблус, Восточной части Иерусалима и других крупных палестинских городов. Большое число палестинских студентов получают образование за рубежом: в Египте, Ливане, Сирии, в странах Европы, в т.ч. в России. 21 апреля 1998 в Рамалле было подписано соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством высшего образования ПНА о сотрудничестве в области образования на 1998—2002. Всего в образовательных учреждениях Советского Союза и России подготовлено ок. 1,5 тыс. Палестинских специалистов с высшим образованием, в т.ч. кандидатов и докторов наук. Среди палестинцев — выпускников университетов за последние 20 лет св. 60% — специалистов гуманитарных и социальных областей, 36% — инженеров, специалистов сельского хозяйства, медицины.

Текст подготовлен с использованием материалов worcount.com

Видео

Палестина

Жестокая культура

Жертвоприношения

Катаклизмы

Парагвай

Таинственная Гвинея