Федерация Малайзия расположена в Юго-Восточной Азии, почти на экваторе. Страна состоит из двух частей: Западной и Восточной Малайзии. Западная Малайзия находится на юге полуострова Малакка и граничит с Таиландом на севере и с Сингапуром на юге. Восточная Малайзия находится на севере острова Борнео, или Калимантан, как предпочитают называть его индонезийцы.
Столица Малайзии – Куала-Лумпур.
Визовый режим
При въезде в Малайзию необходимо иметь при себе действующий паспорт или другой, заменяющий его документ, срок действия которого истекает как минимум через шесть месяцев после окончания вашего предполагаемого пребывания в стране.
Гражданам стран Британского содружества (за исключением Бангладеш, Индии, Пакистана и Шри-Ланки), Ирландии, Швейцарии, Голландии, Сан-Марино и Лихтенштейна разрешен безвизовой въезд.
Граждане Албании, Алжира, Аргентины, Австрии, Бахрейна, Бельгии, Чехии, Словакии, Дании, Египта, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Исландии, Италии, Японии, Иордании, Кувейта, Люксембурга, Ливана, Марокко, Норвегии, Омана, Катара, Испании, Южной Кореи, Боснии, Швеции, Саудовской Аравии, Турции, Туркменистана, Туниса, США, ОАЭ и Йемена могут въезжать в страну без визы на три месяца.
Граждане стран АСЕАН пользуются правом безвизового въезда сроком до одного месяца, кроме граждан Мьянмы и Лаоса.
Граждане Афганистана, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии и Южного Йемена могут находиться в Малайзии 14 дней без визы.
Гражданам стран Восточной Европы, стран Балтии и СНГ не требуется виза для въезда в Малайзии на срок до одного месяца.
Транзитный проезд
При наличии подтвержденного билета на самолет разрешено безвизовое транзитное пребывание в Малайзии сроком не более 72 часов.
Виза для длительного пребывания
Для пребывания в стране дольше одного месяца следует обратиться в посольство Малайзии за визой. Необходимо предоставить загранпаспорт, две анкеты на английском языке с приложенными фотографиями, приглашение – туристическое, частное или служебное, и авиабилет с закрытой датой выезда из страны.
Поездка с детьми возможна, если они указаны в приглашении. Дети до 16 лет вписываются в визу родителей (матери).
Независимо от вида поездки выдается только однократная виза.
Взимается консульский сбор в размере 10 долларов.
Обычный срок оформления документов в посольстве – до двух недель, минимальный – три дня.
Ограничений на передвижение, за исключением восточных частей штатов Сабах и Саравак, нет.
Посольство Малайзии в Российской Федерации
Адрес: 119285, г. Москва, Мосфильмовская, 50.
Тел.: (495) 147-1514, 147-1523, 147-1512.
Факс (495) 937-9602.
E-mail: malmoscow@kin.gov.my
Часы работы: понедельник–пятница с 9.00 до 17.00.
Климат и благоприятное время для поездки
На остров Калимантан и на юге полуострова Малакка климат экваториальный, на остальной части полуострова субэкваториальный муссонный. На равнинах среднемесячные температуры воздуха колеблются в интервале +25…+28° С. Днем температура редко поднимается выше +32° С, а ночью опускается примерно до +21° С. В горах климат умеренный, а на больших высотах – прохладный.
Среднегодовая сумма осадков на равнинах составляет 1500–2500 мм в полуостровной части страны и 3750 мм на острове Калимантан, повышаясь в горах до 4000–5000 мм. Осадки выпадают круглый год, но в результате чередования северо-восточного и юго-западного муссонов обнаруживают сезонную изменчивость (самый дождливый месяц декабрь, а с февраля по июнь осадки менее обильны). В целом в Сараваке и на восточном побережье Полуостровной Малайзии ненастная погода бывает чаще, чем на ее западном побережье и в Сабахе. Максимальное годовое количество влаги зафиксировано в местечке Лонг-Атар в Сараваке (6000 мм).
Лучшее время для посещения страны – период с марта по сентябрь. Категорически не рекомендуется посещать Малайзию в ноябре, декабре и январе – жаркая и очень влажная погода в этот период труднопереносима европейцами.
Выгодный способ добраться
Прямых регулярных рейсов из России в Малайзию нет, в зимний сезон изредка бывают чартеры (9–10 часов). Ряд азиатских и некоторые европейские авиакомпании предлагают рейсы с пересадкой в других странах, из них оптимальными по соотношению «цена–качество» являются предложения Emirates и Qatar Airways. Весь перелет занимает около суток, время зависит от продолжительности пересадки.
Для попадания в Малайзию можно воспользоваться также аэропортами соседних стран – Таиланда и Сингапура. Оттуда добраться до Малайзии можно поездом или местными бюджетными авиакомпаниями. Поезд из Сингапура идет 6–8 часов, из Бангкока – около суток, с пересадкой.
Прививки и медицинские рекомендации
Рекомендована вакцинация против гепатита А, Б. При посещении восточного побережья Малакки, западной части Саравака и северо-востока Сабаха рекомендуется вакцинация против малярии, особенно в летние месяцы (июль-август). Медицинская страховка рекомендуется.
История
До XX века
В период с VII по XXI век наиболее могущественным государством в районе Малаккского пролива было государство Шривиджайя, располагавшееся в юго-восточной части острова Суматра. В китайских и индийских источниках того времени отмечается богатство Шривиджайи и ее известность как центра буддизма. Относящиеся к VII веку надписи на камне, найденные на территории бывшего королевства, представляют собой самый ранний вариант малайского языка.
Под властью Шривиджайи. В VIII веке города-государства Малаккского полуострова оказались под властью морской империи Шривиджайя. Ее центр располагался на острове Суматра, но ее правителям удалось завладеть значительной частью индонезийского архипелага, вплоть до Западного Калимантана. Религией Шривиджайи стал буддизм толка махаяна. Древнемалайский язык был, по-видимому, официальным в империи. Древнейшая известная надпись на нем, выполненная по повелению правителя Шривиджайи, относится к 682 году.
Китайские, арабские и персидские источники восхваляют богатства и изобилие империи, описывают ее огромный флот и развитую обширную торговлю. Шривиджайя контролировала важнейшие морские пути через Малаккский и Зондский проливы. Вассальные владения державы должны были уплачивать дань, поставлять корабли и воинов, но сохраняли при этом значительную внутреннюю самостоятельность. Расположенный на севере Малаккского полуострова Кедах считался северной столицей империи и ее крупнейшим портом. Под верховным покровительством Шривиджайи процветали города-государства Лангкасука, Паньпань, Таньтань, Таккола, Паханг и Лоюэ.
На Северном Калимантане с IV–X веков китайские хроники упоминают существование государства Пони (Бруней), пришедшего на смену прежним ранним княжествам. В период господства Шривиджайи Бруней и другие княжества Северного и Западного Калимантана признавали свою вассальную зависимость от нее.
В конце X – начале XI веков вассалы империи оказали ей существенную помощь в борьбе с соперничавшей яванской державой Матарам. Но после опустошительного вторжения армии южноиндийского государства Чолов с 1025 года могущество Шривиджайи стало падать. Усилились волнения среди ее вассалов. В 1068–1069 годах поднял восстание Кедах. В 1230 году князь Тамбарлинги, провозгласивший приверженность буддизму толка хинаяна, восстал и подчинил себе северные вассальные государства империи. С 1280-х годов на малаккские владения усилился нажим таи, и бывшие вассалы Шривиджайи вошли в состав тайского государства Сукотаи, а с середины XIV века – королевства Аютия. На крайнем юге Малаккского полуострова и в Брунее некоторое время ощущалось влияние яванской державы Маджапахит. В эти смутные времена на полуостров проникает ислам (древнейшим мусульманским памятником является надпись на камне в Тренгану, датируемая 1347 г.). В Брунее в начале XV веке правитель-раджа принял ислам и разорвал узы, связывавшие его с Маджапахитом.
Малаккский султанат. Около 1400 года Парамесвара, потомок правителей Шривиджайи, основал небольшое княжество с центром в Малакке, признав сюзеренитет Аютии (Сиама). Население государства занималось рыболовством, выращиванием сахарного тростника и фруктов, разрабатывало оловянные рудники. Установив тесные связи с Китаем и перейдя под его верховную власть, Парамесвара сумел добиться независимости от Аютии. В 1414 году правитель Малакки принял ислам, надеясь привлечь в город мусульманских купцов. Новая религия была принята не без сопротивления. Острая борьба развернулась между старой индуистской знатью и мусульманскими торговцами. В 1445 году мусульмане произвели переворот, убили малолетнего раджу и возвели на престол принца Касима, принявшего имя Музаффар-шаха (1445–1459). Началась интенсивная исламизация государства.
Примирению между соперничающими фракциями способствовали вторжения сиамских войск. В 1445 и 1456 годах Сиам дважды пытался захватить Малакку, но потерпел поражение. В войне особо отличился представитель прежней индуистской фракции Тун Перак, который был назначен бендахарой (первым министром) и вплоть до своей смерти в 1498 году оставался фактическим правителем страны, меняя султанов по своему усмотрению. Основой для компромисса стало признание ислама.
В 1511 году португальская эскадра под командованием Афоншу д'Албукерки захватила Малакку, превратила город в мощную крепость и главную опорную базу колонизаторов в этом регионе. В ходе штурма и последовавшей за ним резни было истреблено множество мусульман. Власть Португалии была основана на торговой монополии и жестоком терроре. Все владельцы судов, проходивших через Малаккский пролив, платили высокие пошлины, и многие торговцы стремились теперь обходить Малакку стороной. В самом городе португальцы проводили политику насильственной христианизации.
Бежавший из Малакки султан Махмуд-шах (1488–1511) безуспешно пытался получить помощь у Китая, а затем создал новое государство, столица которого попеременно находилась в Джохоре и на островах Риау. Его власть признало большинство княжеств Малаккского полуострова (кроме северных, вновь подчинившихся Сиаму), острова между Малайей и Суматрой, а также султанаты Восточной Суматры. В Паханге и Пераке также правили потомки прежней малаккской династии. Главная задача Джохора состояла в отвоевании Малакки. Джохорский флот с 1513 года нападал на португальские корабли. Однако осады и попытки штурма Малакки в 1525, 1551 и 1586–1587 годах были отбиты. В свою очередь, португальцы в 1526 и 1587 годах разрушали столицу Джохора.
На рубеже XVI и XVII веков в Малайе появляются голландские и английские корабли. В 1606 году голландская ост-индская компания договорилась о союзе с Джохором; союзники осадили Малакку. Но осада проходила неудачно, и в 1610 году союз был разорван.
Период 1641–1673 годов был временем гегемонии Джохора. Султан Абдул-Джалил-шах III (1623–1677) установил контроль над Пахангом, Риау, Восточной Суматрой, княжествами минангкабау. Страна вернула себе роль торгового центра. Однако в 1673 году джохорское государство было разгромлено силами суматранского султаната Джамби и начало распадаться. В Сиаке к власти пришли минангкабау. Другой раджа минангкабау Ибрахим создал на полуострове сильную конфедерацию и в 1678 году атаковал Малакку. Однако после его смерти в 1679 году объединение распалось.
Северный Калимантан оставался свободным от европейской колонизации. Он находился под властью султана Брунея. Правда, в 1521 году здесь появились испанцы, а в 1526-м – португальцы, с которыми был заключен торговый договор. Однако попытка испанцев в 1580 году подчинить Бруней не увенчалась успехом, равно как и последующие усилия голландцев и англичан. Но действия колонизаторов нанесли тяжелый удар по брунейской торговле. Стало развиваться пиратство.
Под властью Великобритании. В XVIII веке британская ост-индская компания стала все более активно пытаться утвердиться на торговых и морских путях, ведущих из Индии в Китай. В 1786 году представители Великобритании заключили с северным малайским княжеством Кедах соглашение, в соответствии с которым в обмен на обещание помощи против Сиама англичане получали остров Пинанг. Здесь была организована британская колония Джорджтаун, превращенная в свободный порт и торговый центр. В 1795 году англичане завладели Малаккой, отняв ее у голландцев, а в 1800-м заставили Кедах уступить прибрежную полосу на Малаккском полуострове, где была создана провинция Уэлсли. В 1805 году Пинанг получил статус президентства в составе Британской Индии.
Вплоть до 1870-х гг. Великобритания не предпринимала новых захватов на полуострове. Она отказывалась помочь Кедаху в борьбе с Сиамом, но отказывалась признавать сиамские претензии на Перак, Келантан и Тренгану. После ряда восстаний сиамские войска в 1842 году подвергли Кедах ужасающему разгрому, от него был отделен Перлис. С Джохором в 1824 году англичане заключили соглашение об уступке Великобритании Сингапура; над внешней политикой султаната был установлен британский контроль. До конца 1860-х годов правитель Джохора жил в британском Сингапуре.
В XIX веке на территории Малайи стала резко расти добыча олова, которая перешла из рук малайцев к китайцам. Началась массовая иммиграция китайцев в Малайю. Они составили торгово-ремесленную прослойку населения Стрейтс Сетлментса, а также основную массу горняков в западных султанатах Перак и Селангор. Доминирующее положение во внешней торговле заняли англичане.
XX век
Вплоть до Второй мировой войны на территории современной Малайзии существовало несколько административно-территориальных образований, входивших в Британскую империю. Под прямым британским управлением находилась колония Стрейтс Сетлментс, включавшая Сингапур, Малакку, Пинанг и провинцию Уэлсли. Колония возглавлялась губернатором, при котором действовали исполнительный и законодательный советы с привлечением английских и китайских предпринимателей и торговцев.
В малайских государствах власть номинально по-прежнему принадлежала султанам, а англичанам формально функции советников. Однако губернатор Стрейтс Сетлментса руководил советом Федерации малайских государств, который занимался подготовкой бюджета и составлением законодательных актов. В каждом из княжеств наряду с правителем и государственным советом имелись английские резиденты, и на все высшие административные посты назначались англичане. В нефедерированных княжествах британских чиновников было меньше, на некоторых высших должностях находились малайцы, получившие европейское образование. Однако постепенно позиции малайской знати в управлении укреплялись. Сараваком управляла династия Бруков, а Сабахом – Британская компания Северного Борнео, работавшая в тесном контакте с властями Британской Малайи.
Национальный состав населения Британской Малайи существенно изменился из-за массового ввоза рабочей силы, особенно в 1911–1931 годах. К 1941 году доля малайцев среди жителей страны упала до 42%; китайцы составляли 44%, индийцы – 14%. Малайцы занимались преимущественно земледелием и жили в деревнях, малайская знать составляла низшие и средние слои чиновничества, а малайского предпринимательства почти не существовало. Китайцы, жившие преимущественно в экономически развитых районах запада и юга полуострова, составляли значительную часть городского населения. Они работали по найму, занимаясь физическим и интеллектуальным трудом. Процветавшие китайские купцы и предприниматели контролировали значительную часть промышленности и торговли Малайи. Роль индийских предпринимателей была скромнее. Среди индийцев и цейлонцев было много плантационных рабочих.
Японская оккупация. 8 декабря 1941 года японские войска высадились в Малайе и быстро захватили ее. 15 февраля 1942 года пал последний британский оплот – Сингапур. Малаккский полуостров перешел под управление японской военной администрации в Сингапуре, власть которой распространялась и на остров Суматра. Японцы завладели также Северным Калимантаном. Княжества Кедах, Перлис, Келантан и Тренгану в 1943 году были переданы Таиланду.
Новые хозяева страны обрушили репрессии на китайскую общину страны, среди которой значительную популярность приобрела КПМ, организовавшая партизанские отряды. В 1943 году созданная ею Антияпонская армия народов Малайи включала 7 тысяч бойцов. В боях с повстанцами до 1945 года погибли до 10 тысяч японских военнослужащих. В Сабахе сопротивлением руководило местное отделение китайского гоминдана.
Британские власти приступили к реорганизации управления страной. Саравак и Сабах были в 1946 году превращены в колонии Великобритании. Колония Стрейтс Сетлментс ликвидировалась. На территории Малаккского полуострова в 1946 году был образован Малайский союз, в который вошли все малайские княжества, Малакка и Пинанг. Отдельную территорию составлял Сингапур.
Правители малайских государств должны были передать свой суверенитет Великобритании и остаться лишь главами мусульманской религии. Единую исполнительную власть для всего союза возглавлял губернатор, при нем создавался Законодательный совет. Вводилось единое гражданство для всех лиц, живших в Малайе не менее 10 из 15 лет до февраля 1942 года.
Новейшая история
Была принята конституция, государственной религией стал ислам, а официальным языком был объявлен малайский язык. В шестидесятых годах XX века в стране начался кризис – экономический и политический. В Малайзии было объявлено чрезвычайное положение, которое продолжалось в течение двух лет. Это время было одним из неприятнейших и печальных моментов в современной истории Малайзии, так что многие малайцы предпочитают не рассказывать об этом периоде.
Тем не менее в последние два десятилетия страна развивается бурными темпами и является одной из самых перспективных в области экономики из стран Юго-Восточной Азии.
Политика
Конституция независимой Малайи была принята в 1957 году. В 1963 году в связи с объединением Малайи с Сингапуром, Сараваком и Сабахом в Федерацию Малайзия в нее были внесены дополнения – Акт о Малайзии.
Государственный строй – конституционная монархия. Официальной идеологией страны в 1970 года провозглашена «рукунегара» («основы государства»). Она провозглашает стремление к укреплению единства моногорасового и социально справедливого общества, упрочению демократии, уважению к культурным традициям и развитию страны. Для достижения этих целей выдвигаются следующие принципы: вера в бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, соблюдение законов, достойное поведение и соблюдение норм морали.
Малайский язык объявлен государственным и официальным. По конституции, существует свобода вероисповедания, но официальной религией страны является ислам.
Малайзия – монархия с выборным главой государства. Верховный правитель, а также его заместитель избираются советом правителей (наследственных султанов) девяти штатов Малайзии на пятилетний срок из числа его членов. Верховный правитель выполняет представительские функции главы государства «по совету парламента и правительства».
Он призван также обеспечивать особое положение малайцев и других представителей коренного населения страны и «законных интересов» других общин. Первым гарантируются должности на государственной службе, выделяются пособия, стипендии и квоты в учебных заведениях, предоставляются льготные разрешения и лицензии на предпринимательскую деятельность и т. д. Монарх считается верховным главнокомандующим вооруженных сил страны, назначает премьер-министра.
Совет правителей, помимо избрания главы государства, «дает советы» при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы. Он принимает или отвергает законы, связанные с изменениями границ султанатов-штатов.
Исполнительная власть. Глава исполнительной власти – премьер-министр. Им назначается лидер партии или блока, получивших большинство на всеобщих выборах и обладающих большинством в палате представителей. Если он теряет доверие большинства членов палаты, то либо правительство уходит в отставку, либо его глава просит верховного правителя распустить парламент (монарх имеет право не согласиться с этой просьбой).
Верховный правитель назначает премьер-министра и министров кабинета. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, координирует деятельность правительства, министерств и ведомств, «дает советы» монарху при назначении судей, членов избирательной комиссии, комиссии государственной службы и высших служащих.
Законодательная власть. Высший законодательный орган Малайзии – федеральный парламент, состоящий из двух палат – палаты представителей и сената. Парламент страны вырабатывает и утверждает законы, действующие на всей территории Малайзии, контролирует финансовую деятельность правительства и выражает общественное мнение по вопросам, имеющим общенациональное значение. Обсуждение вопросов, касающихся особых прав коренного населения, ограничено.
Сенат состоит из 70 членов. 30 избираются законодательными ассамблеями штатов и от территорий (по два от каждого образования), 40 назначаются верховным правителем. Срок полномочий сенаторов – 6 лет, половина переизбирается каждые 3 года. Сенат вправе сам предлагать законы (кроме финансовых). Он вправе отложить на год вступление в силу законов, принятых палатой представителей. Законы, касающиеся финансовой деятельности государства, сенат не может задерживать более 30 дней.
Палата представителей состоит из 193 членов, избираемых сроком на 5 лет по одномандатным округам. Из них 144 выбираются в Западной (полуостровной) Малайзии, 27 – в Сараваке, 20 – в Сабахе и 1 – на острове Лабуан.
Судебная система. Высшая судебная инстанция – Верховный суд, члены которого назначаются верховным правителем после консультации с премьер-министром. Этот суд правомочен определять законность деятельности парламента и органов штатов, разбирать споры между штатами, между федеральным правительством и штатами. В обеих частях страны (полуостровной и островной) существуют высшие суды (соответственно, в Куала-Лумпуре и Кучинге), занимающиеся разбором дел и апелляций. Их члены также назначаются верховным правителем. Более низкие инстанции образуют магистратные и сессионные суды. Случаи нарушения установлений шариата или адата входят в юрисдикцию исламских судов.
Государственная гражданская служба. В Малайзии насчитывается примерно 877 тыс. государственных служащих (11,7% от общего числа занятых, в 1983-м они составляли примерно 25%). Их численность снижается по мере приватизации государственной собственности. К государственным служащим относятся сотрудники федерального аппарата, правительств штатов и органов местного самоуправления, а также чиновники и работники примерно 50 нефинансовых государственных предприятий.
В Западной (полуостровной) Малайзии штаты разделены на округа (дистрикты), округа – на районы (мукимы), а те – на деревни. Саравак разделен на округа (дивижнз), а Сабах – на области (резиденсис). Во главе округов и районов стоят государственные чиновники, а во главе деревень – старосты.
Политические партии. В Малайзии действует несколько десятков политических партий. Правящая коалиция Национальный фронт (НФ), или «Барисан насионал», образована в 1974 году и объединяет 14 партий и организаций. Его официальные цели – укрепление «единой и гармоничной малайзийской нации», сохранение ислама как официальной религии при одновременной свободе исповедовать другие религии, осуществление принципов «рукунегара» и создание «справедливого общества». На парламентских выборах 1999 года фронт завоевал 148 из 193 мест в палате представителей.
Ведущую роль в НФ играет Объединенная малайская национальная организация (ОМНО). ОМНО была организована в 1946 году верхушкой малайской общины страны, недовольной колониальными планами создания Малайского союза. Лидеры малайцев опасались, что в новом образовании политические позиции их общины окажутся ослабленными, а влияние китайцев усилится. ОМНО поддержала создание Малайской федерации на основе объединения султанатов и предоставление ей независимости в 1957 году. ОМНО провозглашает своей целью защиту «блага народа, религии и страны». Она отстаивает независимость Малайзии, сохранение конституционной монархии и демократической системы правления, пропагандирует ислам в качестве официальной религии и обещает «социальную справедливость». Партия высказывается за «расовое сотрудничество» и создание «единого малайзийского народа», но рассматривает в качестве главной его основы малайцев и других представителей коренного населения («бумипутера»). ОМНО ратует за преимущественное развитие «малайской экономики», малайских языка и культуры.
Китайская ассоциация Малайзии (КАМ) основана в 1949 году верхушкой китайской общины Малайи, до 1963 года называлась Китайской ассоциацией Малайи. С 1952 года бессменно блокировалась с ОМНО (в составе «Союзной партии», а с 1974-м – НФ), признав по существу приоритет малайской общины в стране. В то же время постоянно пыталась добиться расширения влияния китайцев и смещения сложившегося соотношения сил в их пользу. КАМ стремится «обеспечить признание и защиту законных прав и интересов малайзийцев китайского происхождения» во всех сферах жизни. КАМ высказывается за создание «единой малайзийской нации», укрепление независимости страны и многорасовой парламентской демократии, за экономическое развитие и повышение благосостояния граждан, за «социальную справедливость», при которой оказывается помощь «непривилегированным» людям и слоям населения.
Индийский конгресс Малайзии (ИКМ) образован в 1946 году, до 1963 года назывался Индийским конгрессом Малайи. ИКМ стремится защищать интересы индийской общины страны в рамках многорасового общества и курса на создание «единой малайзийской нации».
Партия Народное движение Малайзии («Геракан ракьят») основана в 1968 году как организация, объединяющая представителей различных общин страны, считавших себя «малазийцами». Однако оплотом партии традиционно считается штат Пинанг, 80% населения которого китайцы. Выступила за «нерасовый» подход к вопросам политики, экономики, образования и культуры, за «единую, светскую и социально справедливую Малайзию».
«Геракан ракьят» ориентируется на сохранение политической стабильности на основе системы конституционной монархии, парламентской демократии и мирного разрешения споров. Провозглашая стремление к всемерному расширению гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека, партия одновременно возражает против использования правозащитной тематики для иностранного вмешательства во внутренние дела Малайзии. Партия выступает за свободный рынок, но при государственном вмешательстве в тех случаях, когда рынок дает сбой и необходимо помочь бедным.
Народная прогрессивная партия (НПП) образована в 1953 году представителями китайской и индийской общин по инициативе братьев Д.П. и С.П. Синивасагам. До 1956 года называлась Прогрессивной партией Перака, однако позднее распространила свою деятельность и на другие штаты полуостровной Малайзии (за исключением Тренгану и Келантана). Своей целью НПП провозглашала создание общества демократического социализма на основе сотрудничества между трудом и капиталом, выступала за расширение демократических свобод и сотрудничество всех этнических групп и общин.
В Сараваке действуют следующие партии Национального фронта:
Объединенная партия традиций бумипутера. Образована в 1967 году в результате объединения существовавшей с 1962 года даякской партии «Песака» и малайской партии «Бумипутера». ППББ – крупнейшая партия Саравака, возглавляет правительство штата. В 1999 года завоевала 10 мест в палате представителей.
Объединенная народная партия Саравака (ОНПС) создана в 1959 году, опирается главным образом на китайское население, частично – на народ ибанов. В конце 1950-х – начале 1960-х годов добивалась самоуправления и объединения с Брунеем и Сабахом, против создания Малайзии.
Национальная партия Саравака (НПС) основана в 1961 году, опирается преимущественно на даяков, а также на часть малайцев. До 1976 года партия выступала в оппозиции против НФ, но затем вошла в его состав. В 1999 года НПС получила четыре места в палате представителей, однако впоследствии покинула НФ.
В Сабахе действуют партии НФ: Объединенная организация «Пасокмомогун кадазандусун мурут» (опирается на коренное население, три места в палате представителей), представляющие китайскую общину Прогрессивная партия Сабаха (два места в палате представителей) и Либерально-демократическая партия (одно место в палате представителей), а также Объединенная партия и Объединенная народная партия Сабаха (откололась от предыдущей в 1994 г., в 1999 г. выступала отдельно от НФ и получила три места).
Ведущая оппозиционная – Всемалайзийская исламская партия (ПАС) образована в 1951 году на основе Панмалайской теологической ассоциации, вышедшей из ОМНО из-за несогласия с истолкованием исламских принципов в проекте конституции. ПАС выступает за создание в Малайзии исламского государства, партия требует изменить соответствующие формулировки конституции и привести их в соответствие с нормами мусульманских священных текстов – Корана и Сунны. Она добивается строгого применения законов шариата в тех штатах, где имеется мусульманское большинство, а также для мусульман штатов, в которых они находятся в меньшинстве.
Партия демократического действия (ПДД) – социал-демократическая, образована в 1966 году на основе организаций сингапурской правящей Партии народного действия. Партия входит в Социалистический интернационал. Выступает за «свободную, демократическую, социалистическую Малайзию для малайзийцев, основанную на принципах прав человека, равенства, социальной и экономической справедливости» и институтах парламентской демократии.
Партия народной справедливости («Кеадилан») образована в 1999 году Ван Азизой Ван Исмаил, женой видного политического деятеля Анвара Ибрагима, осужденного правящим режимом по обвинению в злоупотреблении властью и гомосексуальных контактах. Называвшаяся до 2003 года Партией национальной справедливости, «Кеадилан» считает себя оппозиционным движением за реформы, которое стремится преодолеть традиционные этнические и религиозные границы. Выступает с центристских позиций, добивается демократизации и либерализации. На выборах 1999 года вошла в «Альтернативный фронт» и завоевала пять мест в палате представителей.
Некогда влиятельная среди китайского населения Коммунистическая партия Малайи, созданная в 1930 году и ведшая повстанческую борьбу против японской оккупации в годы Второй мировой войны, а затем против британских колониальных властей и правительства независимой Малайзии, в начале 1970-х годов распалась на три противоборствующие фракции, а к 1990-м годам прекратила свою деятельность.
География
Государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Малакка и острове Калимантан (Борнео), общей площадью 329,7 тыс. кв. км. Западная Малайзия (Малакка) на севере граничит с Таиландом, на юге – с Сингапуром, на западе омывается Малаккским проливом, на востоке – Южно-Китайским морем. Восточная Малайзия (остров Калимантан) на юге граничит с Индонезией, на севере – с Брунеем, и омывается Южно-Китайским морем на севере, морем Сулавеcи – на юге и морем Сулу – на северо-востоке. От Филиппин страну отделяют только проливы Балабак и Алис.
Рельеф местности
Береговая линия полуостровной части Малайзии имеет протяженность около 1900 км, берега слабо изрезаны и характеризуются плавными очертаниями. Тем не менее имеется довольно много удобных гаваней и бухт, в которых построены портовые сооружения. Их большая часть находится на западе и юге полуострова. Береговая линия малайзийской части Калимантана имеет протяженность около 2250 км, на востоке она сильно расчленена. Наиболее глубоко врезанные в сушу заливы находятся на северо-востоке Калимантана (Дарвел, Сандакан, Лабук, Маруду, Киманис). В прибрежной зоне Малайзии множество островов. Наиболее крупные из них – Ланкави и Пинанг, расположенные в Малаккском проливе на северо-западе страны, и Банги и Лабуан у побережья Сабаха.
Большую часть полуостровной Малайзии занимают холмы и невысокие горы, образующие несколько параллельных цепей. Самый протяженный хребет Кербау имеет субмеридиональное простирание, пересекает почти всю страну и образует главный водораздел полуострова Малакка. Наиболее высокая точка Западной Малайзии – гора
Тахан (2187 м). В центральной и южной частях полуострова Малакка, а также вдоль побережий распространены низменные равнины. Ширина прибрежных равнин достигает 30 км на востоке и 60 км на западе. Они имеют плоский рельеф и сильно заболочены. Большая часть Восточной Малайзии занята плоскогорьем и массивным горным хребтом на границе с Индонезией. В Сабахе расположена самая высокая точка страны, изолированная гора Кинабалу (4100 м). Самая высокая точка Саравака – гора Муруд (2246 м). Вдоль побережья тянется узкая полоса низменных равнин, несколько расширяющаяся в приустьевой части реки Раджанг. Заболоченные участки, небольшие по площади, имеются в Сараваке и низовьях Раджанга.
Водные ресурсы
Полуостров Малакка характеризуется густой речной сетью. Однако реки имеют небольшую длину. Наиболее протяженные из них – Паханг (около 320 км), Келантан, Джохор, впадающие в Южно-Китайское море, и Перак (270 км), впадающая в Малаккский пролив. На Калимантане речная сеть более разрежена. Крупнейшие реки – Кинабатанган (563 км), Лябук, Сегама, Падас в штате Сабах и Раджанг (563 км), Барам (402 км), Лупар (228 км), Лимбанг (196 км) в штате Саравак. Благодаря обилию атмосферных осадков реки полноводны круглый год и транспортируют значительное количество взвешенного материала. Реки Малайзии, изобилующие порогами и водопадами, являются потенциальным источником электроэнергии. Низовья наиболее крупных рек судоходны, а Раджанг судоходен на значительном протяжении.
В недрах Малайзии сосредоточены значительные запасы многих полезных ископаемых – оловянной, медной и железной (магнетит и гематит с содержанием железа до 60%) руды, бокситов, нефти и природного газа (на шельфе Южно-Китайского моря), каменного угля, золота. По запасам олова Малайзия несколько уступает Таиланду.
Почвы и растительный мир. В Малайзии распространены в основном красно-желтые ферралитные и аллювиальные почвы, которые под воздействием ливневых осадков эродируются и теряют свое плодородие. Во многих районах некогда плодородные почвы истощены из-за непрерывного возделывания одних и тех же культур.
Почвы
Почвенно-климатические условия Малайзии весьма благоприятны для развития густых влажных тропических лесов. Лесами покрыты около 70% территории страны. Большая их часть распространена на Калимантане. Влажные тропические леса отличаются видовым разнообразием. В них произрастает около 8000 видов цветковых растений, 3000 – древесных (из них 25 видов хвойных), 1000 – орхидей, 300 – пальм, 60 – бамбука, 500 – папоротников. Среди влажных тропических лесов различают низменные (до высоты 300 м над у.м.) и леса предгорий и нижних склонов гор (на высотах от 300 до 750–800 м над у.м.). Леса имеют трехъярусное строение. Обычно высота верхнего яруса 40–50 м, но отдельные деревья достигают 80 м (например, туаланг). Во влажных тропических лесах растут такие ценные породы деревьев из семейства диптерокарповых, как меранти, ченгал, керуинг, капур, балау. Кроме того, распространены кемпас, мербау, ньятох, рамин и др. Характерно обилие эпифитов, вьющихся растений (пальма ротанг и др.) и лиан.
Выше 750–800 м над у.м. распространены влажные вечнозеленые тропические горные леса. В зависимости от высоты выделяются следующие пояса этих лесов: 750–1200 м над у.м. – смешанные леса, трехъярусные, высотой до 25–30 м с преобладанием диптерокарповых (шореи платикладос и др.) в верхнем ярусе и пальм, в том числе карликовой, в нижнем; 1200–1500 м – дубовые леса с участием деревьев из семейств лавровых, миртовых, магнолиевых; 1500–2000 м – высокогорное мелколесье (высотой до 10 м) с преобладанием карликовых форм горного дуба; выше 2000 м – высокогорные кустарники и горные луга. В Сабахе и Сараваке выше пояса дубовых лесов располагается пояс хвойных лесов, в котором доминируют агатис, филокладус, подокарп. Для низменных равнин также характерны несколько типов леса. Вдоль восточного побережья полуострова Малакка непрерывной 20-метровой полосой, а вдоль западного побережья отдельными ареалами распространены заросли казуарины, к которым примешиваются такие породы, как пенанга-лаут и кетепанга. На западном побережье полуострова Малакка и на восточном побережье в устьях рек, в Сабахе и Сараваке выделяется широкая полоса мангровых лесов, высота древесного яруса которых достигает 12 м. Для них характерны заросли апи-апи, бакау, лангадая. Кроме того, местами значительные площади занимают тропические заболоченные леса. В Сараваке в них преобладают такие ценные породы, как рамин и алан, а на полуострове Малакка – гелам.
Животный мир
Территория Малайзии относится к Индо-Малайской зоогеографической области. В последние годы по мере истребления лесов сокращается поголовье диких животных, особенно крупных. Немногочисленны слоны, быки гауры, суматранский носорог, тапиры. Распространены олени самбур и мунтжак, много кабанов, в заболоченных лесах встречается бородатая свинья. Из хищников в лесах водятся тигр, леопард, черная пантера, куница. В лесах много обезьян: орангутан, четыре вида гиббонов, несколько видов макак, лори. Встречаются лемуры, многочисленны летучие мыши. Всего в лесах водится около 240 видов млекопитающих. Поражает богатство орнитофауны Малайзии, насчитывающей примерно 600 видов, принадлежащих к 70 семействам. Наиболее яркие ее представители – павлины, дикие куры, фазаны, майна, белоглазки, дятлы, зимородки, дрозды, перепела, попугаи и попугайчики, дикие голуби, малайская ворона и др.
В Малайзии распространены 25 видов черепах (в том числе морская зеленая черепаха, которая выводит потомство на северном побережье Калимантана), более 100 видов ящериц, 17 видов змей (в том числе кобра, или очковая змея, королевская кобра, сетчатый питон). Крокодилы, некогда в изобилии водившиеся в устьях рек, в настоящее время находятся на грани вымирания, изредка встречается гавиал. Особенно многочисленна фауна насекомых (около 150 тыс. видов, в том числе 1000 видов бабочек).
В прибрежных водах Малайзии водятся сотни видов рыб и более 1000 видов моллюсков. Промысловое значение имеют скумбрия, тунец, сардины, копьеносец, морской окунь, летучие рыбы, меч-рыба, парусник, луна-рыба, барракуда, акулы, скаты, анчоусы, мидии, осьминоги, кальмары, крабы, лангусты, креветки, а из крупных животных – кашалоты, дюгони, дельфины, морские черепахи.
Система медицинского обслуживания
Стандарты здравоохранения в Малайзии одни из самых высоких в Азии, медицинская помощь оказывается на платной основе как государственными больницами и диспансерами, так и частными клиниками.
Безопасность
Малайзия – одна из самых безопасных для туристов стран Юго-Восточной Азии. Вода в целом безопасна для питья, но рекомендуется все же пить кипяченую или бутилированную воду. Покупать еду у уличных торговцев практически безопасно. Преступность невысока, но в людных местах надо постоянно следить за своими сумками, фото- и видеокамерами. Рекомендуется заранее сделать копии загранпаспорта, авиабилетов, других документов и держать их вместе с некоторой денежной суммой отдельно. В городах и курортных зонах достаточно много полицейских постов и патрулей, ведущих наблюдение за туристическими районами, поэтому всегда можно рассчитывать на их помощь.
Большинство китайских «отелей» – это замаскированные публичные дома, поэтому женщинам без сопровождения в китайских районах городов появляться не следует. Фонарей на улицах в окраинных кварталах практически нет – большинство улиц освещено светом из окон залов караоке. В крупных туристических районах улицы и дома освещены совсем по-европейски и совершенно безопасны.
Купание в море в целом безопасно, так как большинство пляжей обрамлено коралловыми рифами, но за их пределами достаточно мощные течения, особенно сильные в Южно-Китайском море. Некоторые виды морских обитателей ядовиты, поэтому следует обязательно проконсультироваться у местных жителей – каких представителей ихтиофауны можно трогать, а с кем такое обращение может закончиться плачевно. Весной (обычно в феврале–мае, обычно в течение 1-2 недель) у побережья штата Сабах (Борнео) наблюдается «красный прилив» (red tide) – интенсивное размножение некоторых видов планктона, придающее воде красный оттенок. Купаться в это время нельзя ввиду опасности получить отравление.
Нудизм не запрещен, но категорически не рекомендован, особенно на общественных пляжах.
Рекомендуется использовать репелленты и москитные сетки, особенно вне курортных зон. Также стоит постоянно носить солнцезащитные очки, головные уборы и пользоваться солнцезащитными кремами – солнечная радиация здесь существенно превышает привычную нам в средних широтах.
Дороги
Теоретически в Малайзии движение левостороннее, но на деле ПДД соблюдаются слабо, что для иностранца превращает езду в городе в достаточно рискованное мероприятие. Помимо дорожных знаков международного образца существуют местные «буквенные» указатели на малайском языке. Качество основных дорог прекрасное, но проселочные дороги и большая часть дорожной сети штата Саравак находятся не в лучшем состоянии.
Транспорт
Большой пассажиропоток приходится на автобусные перевозки. Междугородные автобусы современны и в большинстве случаев оборудованы кондиционерами. Билеты на них приобретаются на автобусных станциях или у водителя по ходу следования.
Городские автобусы по большей части устаревших моделей и без кондиционеров, ездить в них утомительно.
Деньги за проезд получает водитель или кондуктор. Проезд на городских автобусах достаточно сложен для иностранца – водитель может открыть двери на ходу или за пределами остановки, проехать на красный свет или не объявить остановку (впрочем, все объявления делаются по-малайски, поэтому толку от них и так немного). Расписание, да и правила дорожного движения почти не соблюдаются, а маршруты достаточно запутаны. В столице страны автобусное сообщение более качественное и организованное. Кроме автобусов, здесь еще используются городские поезда (LRT) и монорельсовая дорога (PRT), а также целая сеть маршрутных такси.
Водный транспорт
Многочисленные паромы соединяют острова у малайзийского побережья с материком. Проезд на них, как правило, довольно дешев. Примером может служить компания Langkawi Ferry (www.langkawi-ferry.com), соединяющая материк с островами Лангкави и Пинанг, а также обслуживающая линию в Индонезию.
Действует несколько паромных линий, из которых наиболее удобны Пинанг–Баттеруорт (Малакка), между Лангкави, Куала-Перлис и Пинангом, а также между Мерсингом и островом Тиоман.
Наземный транспорт
Транспортная система Куала-Лумпура состоит из автобусов, надземного метро и монорельса. Весь транспорт, кроме монорельса, входит в систему RapidKL: 165 автобусных маршрутов (ранее работавших под брендами Intrakota и Cityliner) и линии метро Ampang Line (ранее именовавшаяся STAR) и Kelana Jaya Line (ранее называвшаяся PUTRA).
Основной транспортный узел – железнодорожный вокзал KL Sentral. Там также начинается линия KLIA Express – скоростного поезда в аэропорт. Стоимость проезда 35 ринггитов.
В системе RapidKL введены интегрированные билеты на все виды транспорта. Они действуют во всех видах транспорта, кроме монорельса и пригородных поездов. Билеты именуются Touch n’Go и MyKad. Они представляют собой смарт-карту с пополняемым счетом. Депозит при покупке карты составляет 10 малайзийских ринггит, минимальный первоначальный платеж – также 10 ринггит. В билете используется система price capping (предела дневных расходов), благодаря которой билет автоматически высчитывает оптимальный вариант «дневного проездного» в зависимости от использованных видов транспорта и списывает только минимально возможную сумму.
Автобусы
Автобус – основное средство передвижения в Малайзии. Рейсы выполняются довольно часто, различными автобусными компаниями. Междугородние автобусы имеют кондиционер, пригородные и региональные не всегда.
Такси
Такси достаточно недороги, вызвать или «поймать» такси не составляет никаких проблем. Большинство машин японского производства и достаточно современны. При посадке обязательно следует следить за включением счетчика и его показаниями, хотя большинство водителей предпочитают его просто не включать. За проезд лучше всего расплачиваться в местной валюте.
Такси в Куала-Лумпуре выкрашены в черно-желтый или красно-белый цвета и оснащены таксометрами. Цена первых двух километров 1,5 ринггита, и далее 0,1 ринггита за каждые 200 м. С полуночи до шести утра цена увеличивается в полтора раза. Междугородние такси могут не иметь таксометра, и цену следует оговаривать предварительно.
Прокат автомобилей
При наличии международных водительских прав (требуют подтверждения в министерстве дорожного транспорта) можно взять машину напрокат при условии, что возраст арендатора не менее 23 и не более 60 лет. Обычно при аренде дополнительно оплачиваются страховка гражданской ответственности, страховка от угона арендованного автомобиля и несколько местных налогов и сборов.
Поезда
Железные дороги существуют только в западной материковой части Малайзии. Сеть компании КТМ покрывает весь полуостров, однако поезда ходят довольно редко, на некоторых линиях только раз в день. Международные поезда ходят в Сингапур (три раза в день) и в Таиланд (два раза в день). В сидячих вагонах существует три класса – впрочем, все три вполне комфортабельны. В спальных вагонах существует второй класс, «второй плюс» класс и первый.
Воздушный транспорт
В стране имеется шесть международных аэропортов, главный из которых – Международный аэропорт Куала-Лумпур в Сепанге (КЛИА). Все штаты, включая Сабах, Саравак и федеральную территорию Лабуан, связаны между собой регулярным авиасообщением благодаря наличию 14 аэропортов, а также множества взлетно-посадочных полос в сельских районах.
Авиасообщение в Малайзии весьма интенсивное. Между основными аэропортами может быть до двух десятков авиарейсов в день. Большинство из них выполняется национальным перевозчиком Malaysia Airlines, но сильную конкуренцию ему составляет бюджетная авиакомпания Air Asia. Существует еще также ряд мелких авиакомпаний – например, Berjaya Air.
Текст подготовлен с использованием материалов Travel.ru