Иерусалим

769400

123

Tourist Information Center - Jaffa Gate: Ministry of Tourism Phone: 6271422 Fax: 6271362

Лучшие предложения

Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.

Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из ханаанских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).

  • 2300 год до н. э. Возможное упоминание названия Шалем в документах Эблы (Сирия), однако оно ставится рядом исследователей под сомнение.
  • XIX-XX век до н. э. Упоминание названия Шалем в проскрипциях XII египетской династии.
  • XIX век до н. э. Упоминание о Мелхиседеке, царе Шалема и жреце Бога Эльона (Всевышнего).
  • XVI век до н. э. В раскопках отцами францисканцами около Доминус Флевит (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия из керамики и фаянса, относящиеся к XVI веку до н. э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта Тель-Амарнского периода.
  • В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания, Израиль.

Библейский период

В Пятикнижии Иерусалим упоминается под названием Шалем или Иевус, как место жительства иевусеев. Однако до прихода евреев царями Иерусалима были амореи (Иисуса Навина 10:5). Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укреплённый холм), в Библии первоначально подразумевалась крепость иевуситского города.

Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира

Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день.

Период Первого Храма (950—586 до н. э.)

Предположительно в 1000 году до н. э. город был захвачен евреями под предводительством царя Давида. Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («Град Давида») и торжественно перенёс туда величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета (Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака (2Пар.3:1). Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н. э. (по другим данным, с 1014 по 1007). Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Со временем, гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки провозглашают, что Сион (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).

Западный хребет за долиной Тиропеон вошёл в черту города во времена царя Езекии (Хизкияу) в VIII веке до н. э. (727—698 гг. до н. э.).

Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Сеннахирима (Санхерива) в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы.

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Вефиле (Бет Эле) в 732 и 721 гг. до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим. С восшествием же на престол благочестивого царя Иосия (Иошияу) в 662 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже самаритяне, что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в Мицпе самаритяне из Сихема (Шхема), Силома (Шило) и Самарии направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в Мицпе.

В 598 году до н. э., при царе Иехонии Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» (4Цар.24:13). Множество знатных жителей вместе с иудейским царём Иехонией были уведены в плен в Вавилонию.

После того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навузардана в 586 год до н. э. (в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии) захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Период Второго Храма (516 до н. э. — 70 год н. э.)

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ.

Вскоре, однако, возникли распри между иудеями и самаритянами, которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 г. до н. э.), под влиянием речей пророков Аггея (Хаггая) и Захарии, строительство Храма возобновилось. Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью.

Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э., через 70 лет после разрушения Первого Храма.

Около 333 г. до н. э., Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покоряются Александру Македонскому, который подтверждает привилегии, данные городу персидскими правителями. Вскоре, во время войн диадохов после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей.

Антиох IV Эпифан (175—163 гг. до н. э.) в 169 году до н. э. на обратном пути из Египта вторгся в Иерусалиме на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды. Два года спустя (167 год до н.э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой (Иехудой) Маккавеем (164 г. до н. э.) во время восстания Маккавеев (167—163 гг. до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарение династии Хасмонеев.

Иуда Маккавей укрепил гору Сион, окружив Храмовую гору стенами и башнями. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором, были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном, и ещё увеличены Маккавеем Симоном. Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме.

В 63 году до н. э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората Иудея.

При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено.

Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 год до н.э.) Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.

Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.

Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации.

Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война, (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия[32], первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, в середине лета 70 года Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

После разрушения Храма

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Город длительное время находился в руинах и запустении.

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. Город строят по образцу римского военного лагеря: квадрат, внутри которого пересекающиеся под прямым углом улицы. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).

Восставшие евреи овладели городом и соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издаёт декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

В 361 году, на престол римской империи взошёл Юлиан (361—363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой религии отцов. В декабре 361 года, воцарившись на троне в Константинополе, Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме. Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.

После распада Римской империи начинается Византийский период. Иерусалим постепенно приобретает христианский облик. За полвека до Юлиана Константин Великий и его мать Елена возводят Храм Гроба Господня.

Средние века

  • 614 — Захват и разграбление города персидским царём Хосроем, в ходе которого христианское население города было вырезано персидской армией при поддержке иудейского населения Галилеи, восставшего против императора Ираклия. Хосрой отменяет запрет на доступ нехристиан в Иерусалим и отдаёт город в управление еврейской общине.
  • 625—628 — Византийцы отвоёвывают территорию Палестины и Иерусалим у персов; евреи отказываются от поддержки Хосроя взамен на обещание об амнистии.
  • 629 — Опасаясь нового восстания со стороны евреев, Ираклий нарушает данное ранее обещание амнистии и устраивает в Иерусалиме массовую резню нежелающих креститься евреев. У коптских монахов до сих пор существует особый пост искупления греха нарушения Ираклием данного евреям обещания.
  • 638 — Патриарх Софроний I сдаёт Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
  • 1099 — Участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили все мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства, первым королем стал Балдуин I.
  • 1187 — После непродолжительной осады войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином) овладевают Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети.
  • 1189—1192 — Христиане организуют Третий крестовый поход под предводительством английского короля Ричарда Львиное Сердце. Они дважды подступали к Иерусалиму, но так и не решились начать штурм города.
  • 1229 — Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам.
  • 1244 — Захват Иерусалима хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом.
  • 1517 — Армия Османской империи после победы в Сирии над мамлюками без кровопролития захватывает территорию Палестины.

Новое время

  • 1917—1947 Иерусалим становится административным центром английской подмандатной территории Палестина (По решению Лиги Наций Великобритания получила мандат на управление Палестиной).
  • 1947—1948 Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства предусмотрела для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная война, которая, в свою очередь, привела к фактическому разделу страны и самого Иерусалима. Западная часть города отошла к Израилю и фактически стала его столицей, восточная часть города отошла к Иордании.
  • 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил западный берег реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
  • 1980 Израиль принял закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 «самым решительным образом» осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права. Те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, должны были вывести такие миссии из Священного города.

Мечеть Купол Скалы

Мечеть Купол скалы или Куббат ас-Сахра по-арабски. Ее часто путают с мечетью Омара (Аль-Акса), но это два разных архитектурных сооружения.

Мечеть Купол скалы по праву считается визитной карточкой Иерусалима. Ее золотой купол двадцатиметрового диаметра виден из любой точки Старого города.

Она расположен на вершине горы Мориа (Храмовая гора) и не является действующей мечетью. Это архитектурный памятник, оберегающий священную скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо.

Эта скала (вершина горы Мориа), еще задолго до возникновения ислама, считалась центром сотворения мира. Именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид построил алтарь, а его сын, Соломон, воздвиг здесь Храм, где хранился Ковчег Завета.

Однажды ночью Мухаммеду явился архангел Джабраил (Гавриил) и предложил ему сесть на крылатого коня с человеческим лицом ал-Бурака, чтобы из Мекки перенестись в священный Иерусалим. Там Мухаммеду было позволено вознестись на небо, где он встречался с пророками и предстал перед Аллахом, который доверил ему заветы мусульманской веры.
В Куполе скалы хранится отпечаток стопы Мухаммеда и три волоска из его бороды.

Мечеть была возведена в 687-691 годах н.э. по приказу халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов.

Здание страдало и от разрушений и от землетрясений, его многократно перестраивали, но после каждого восстановления оно становилось еще величественней и прекрасней. Оно находилось то под властью мусульман, то христиан (во времена захвата Иерусалима крестоносцами), но с 1250 года безраздельно принадлежит мусульманам. Вход в мечеть Купол скалы запрещён для всех "неверных".

Мечеть распологается на террасе и с каждой стороны к ней ведут пологие ступени. Четыре двери ориентированы на четыре стороны света.

Стены украшены мозаикой и плиткой в характерной для ислама бело-сине-зелено-золотой гамме. Внутренние стены украшены надписями из Корана, выполненные золотом.

Многочисленные внутренние колонны видны из любого места мечети, благодаря архитектурному замыслу.

Сама священная скалистая площадка находится в самом сердце Купола скалы и возвышается на два метра от мраморного пола. Она окружена деревянной балюстрадой, которая сооружена так, что создается впечатление, будто скала парит в воздухе.

По преданию, во время вознесения Мухаммеда, скала должна была последовать за ним и даже "оторвалась" от земли и теперь "висит" в воздухе. Под ней образовалась небольшая пещера, почти квадратной формы, где царь Давид и построил алтарь.

Купол скалы является одним из древнейших памятников исламской архитектуры и считается одной из важнейших святынь у мусульман.

Дополнительная информация:
Местоположение: Иерусалим, Старый город, Храмовая гора. Вход для туристов на Храмовую гору только через Магрибские ворота.

Часы посещения: зимой с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30, летом с 8:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
В пятницу и в мусульманские праздники - вход на Храмовую гору только для мусульман.

Вход: посещение мечетей и музея исламского искусства - платное. Можно приобрести комплексный билет (около 30 шекелей).

Телефон специального участка полиции Храмовой горы: 972-2-6282013 (в случае непредвиденных обстоятельств, вам порекомендуют не посещать Храмовую гору).

Одежда должна быть скромной, запрещается курить, внутри мечетей нельзя фотографировать, входя внутрь, необходимо снимать обувь, мужчинам и женщинам запрещено касаться друг друга, даже если они являются супругами.

Стена Плача

Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н.э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась Западная стена или Стена Плача. Она не является непосредствено стеной Храма, а представляет собой остатки опорных сооружений Ирода Великого для укрепления Храмовой горы.

Пророк Иеремия предсказал, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа.

Свое название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день (9 ава), но в различные годы.

В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междуусобную войну - во второй.

Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача.

Длина всей Западной стены составляет 488 метров. Стены возвышаются на высоту 15-ти метров и еще часть стены находится под грунтом. Она была сооружена из огромных обтесанных каменных блоков без скрепляющего раствора и все камни очень плотно подогнаны друг к другу.

Для большей эффективности, каждый новый ряд камней устанавливался уступом внутрь и поэтому стена немного наклонена.

При строительстве Ироду Великому пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное строительство. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займет много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме Октавиана Августа было написано: "Если не начал строить, то не строй. Если начал - разрушь. Если закончил - оставь все как есть".

Сегодня Стена Плача является самым святым местом для иудеев всего мира. Каждый день сюда стекаются тысячи людей: и израильтян и туристов. Евреи оплакивают утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Б-гу, а потом молятся или просто молчат. Просьбы в записках самые разные: от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли. Люди обращаются к Б-гу письменно в самые трудные моменты своей жизни, когда помощи больше просить не у кого. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.

Неевреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в головных уборах (кипах), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины должны подходить к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить у стены на время. У Стены Плача мужчины молятся с левой стороны, а женщины - с правой.

И днем и ночью слышны молитвы у Стены на разных языках мира. Каждый молится по разному. Кто-то, медленно покачиваясь, словно огонек свечи, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы прорывается плач, настоящий, навзрыд.
В праздники и по субботам у Стены плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей.

После войны за независимость в 1948 году Храмовая гора перешла под контроль Иордании и до 1967 года евреи к Стене Плача не допускались. Во время Шестидневной войны израильские войска заняли Старый город и молитвы у Стены Плача возобновились.

Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.

Дополнительная информация:
Местоположение: Старый город Иерусалима, Еврейский квартал. Часы посещения: 24 часа в день, 365 дней в году. Вход: бесплатный.

Одежда: скромная. У женщин должны быть покрыты плечи, у мужчин - головной убор (ермолка, кипа). Можно взять напрокат у Стены Плача.

Запрещено посещение с домашними животными. В субботу и в еврейские праздники курение, фотографирование и использование мобильных телефонов запрещено.

Храм Гроба Господня

Одна из величайших святынь христианства, Храм Гроба Господня, возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого - Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен и крест, на котором распяли Иисуса.

Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.

За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара.

Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как "статус-кво". Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия.

Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины 12 века ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи - Нусейбе - каждый день открывает и закрывает ворота Храма. Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков.

Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, вы подходите к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.

В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.

Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Если вы пройдете налево от камня, то попадете в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (кувуклия). Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по колличеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток.

Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора.

Вторая святыня Храма Гроба Господня - Голгофа. К вершине горы, где был распят Иисус ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Иисуса.

Третья часть Храма Гроба Господня - Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли". В подземелье, к месту обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.

Также в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианской религии.

Дополнительная информация:
Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church. Местоположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Часы посещения: весенне-летний период: ежедневно с 05:00 до 20:00; осенне-зимний период: ежедневно с 04:30 до 19:00. Вход: бесплатный.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Ежедневно в Храме Гроба Господня совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные с 11 вечера до 3 часов утра. Армяне служат литургию с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Мечеть Аль-Акса (мечеть Омара).

Мечеть Аль-Акса или мечеть Омара, расположенная на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Кибла - направление, в сторону которого мусульмане обращаются лицом во время молитвы.

С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда и его вознесение. В этом месте Мухаммед встретил пророков, посланных до него - Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису) и совершил молитву в качестве имама. После молитвы ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.

Первое здание мечети Аль-Акса было построено халифом Омаром бен аль Хаттабом в 636 году н.э. на Храмовой горе. Первоначально это был небольшой молитвенный дом.

Нынешнее сооружение было заложено халифом Абдель аль Маликом из династии омейядов в 709-714 годах н.э. Здание неоднократно перестраивалось, страдало от разрушений и пожаров.

Когда крестоносцы захватили Иерусалим, они использовали часть мечети как церковь, а в другой части проживали рыцари-тамплиеры и хранили там свое оружие и снаряжение.

Когда Иерусалим перешел во власть султана Саладина, здание опять стало функционировать как мечеть.

Мечеть представляет собой семь галерей - одна центральная и еще по три с западной и восточной сторон. Центральная галерея широкая и немного возвышена над полом. В центре мечети установлен купол. С внутренней стороны он покрыт мозаикой, а с внешней свинцовыми пластинами. Внутри мечети находится множество мраморных колонн, каменных столбов и арочных перекрытий. В мечеть Аль-Акса можно попасть через семь дверей с северной стороны, каждая из которых ведет в одну из галерей. Имеются еще несколько дверей с западной, восточной и южной сторон.

Мечеть имеет большое подвальное помещение, известное под названием Соломоновы конюшни (крестоносцы использовали их действительно в качестве конюшен).

Стены мечети до половины покрыты белым мрамором, а выше - великолепными мозаиками.
Мечеть Аль-Акса - одна из самых крупных мечетей, во время пятничных молитв она может вместить до 5000 молящихся.

Часто мечеть Аль-Акса путают с Куполом скалы (Куббат ас-Сахра), мечетью, находящейся неподалеку. Очевидно это происходит из-за ее великолепного золотого купола. Купол мечети Аль-Акса более скромен, но именно она имеет своим вторым названием "мечеть Омара" по имени основателя халифа Омара (Умара).

Дополнительная информация:
Местоположение: Иерусалим, Старый город, Храмовая гора. Вход для туристов на Храмовую гору только через Магрибские ворота. Часы посещения: зимой с 7:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30, летом с 8:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00. В пятницу и в мусульманские праздники - вход на Храмовую гору только для мусульман. Вход: посещение мечетей и музея исламского искусства - платное. Можно приобрести комплексный билет (около 30 шекелей).

Телефон специального участка полиции Храмовой горы: 972-2-6282013 (в случае непредвиденных обстоятельств, вам порекомендуют не посещать Храмовую гору).

Одежда должна быть скромной, запрещается курить, внутри мечетей нельзя фотографировать, входя внутрь, необходимо снимать обувь, мужчинам и женщинам запрещено касаться друг друга, даже если они являются супругами.

Виа Долороса

Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций, каждая из которых отмечена часовнями или церквями.

Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям и легендам. За многие века этот маршрут неоднократно менялся и, в действительности, Крестный путь - это лишь традиционально сложившийся маршрут. Суть и духовная сторона этой традиции - дать прочувствовать верующим и лично пережить все то, что выпало на долю Иисуса Христа.

Я приглашаю вас отправиться в это печальное путешествие по маршруту, пройти по которому мечтают миллионы христиан.

Виа Долороса начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом. Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.

Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.

От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса. Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке - встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Над входом барельеф, изображающий встречу.

На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути. В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.

Шестая станция Скорбного пути - встреча с Вероникой. Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.

Седьмая остановка - второе падение Иисуса. Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом распологается францисканская часовня.

Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые вы сможете увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье. Это место принадлежит России.

По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса - обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.

Девятая станция - место третьего падения Христа. Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.

Десятая станция - снятие одежд. На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

Одиннадцатая станция - прибитие к кресту. Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция - смерть на кресте. Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.

Тринадцатая станция - снятие с креста. Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.

Четырнадцатая остановка - положение во гроб. Над Гробом Господним установлена кувуклия (более подробно вы можете почитать здесь). Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Вот и закончилось наше путешествие по Виа Долороса - скорбному пути Иисуса Христа.

Собор Святого Иакова

Одной из достопримечательностей Армянского квартала в Старом городе Иерусалима является Собор Святого Иакова. Он был построен в 12 веке на остатках византийской церкви.

Церковь посвящена одному из двенадцати апостолов Иисуса - Иакову, сыну Заведея и Иакову - брату Иисуса.

Апостол Иаков и его младший брат Иоанн (евангелист) были рыбаками и Иисус лично призвал их в ученики.

Иаков, Иоанн и Петр были тремя самыми приближенными учениками Иисуса Христа. Иаков проповедовал христианство в Испании и других странах Европы, а после вернулся в Иерусалим, где в 44 году н.э. был казнен Иродом Антипой, преследовавшего первых христиан.

В соответствии с традицией, церковь Святого Иакова стоит на месте его казни. Тут же захоронена его отсеченная голова. Согласно одной из версий, тело Святого Иакова было переправлено в испанский город Сантьяго-де-Компостелла и там захоронено. Город назван в его честь (Сант - святой, Яго - Иаков). Так же в честь Святого Иакова названа столица Чили - Сантьяго.

Апостола Иакова иногда называют Старшим, чтобы отличать его от Иакова Младшего, брата Иисуса, которому также посвящена церковь Святого Иакова в Армянском квартале Иерусалима.

Считается, что Иаков, брат Иисуса, принял христианство только после смерти и воскрешения Иисуса и стал первым епископом Иерусалима. По свидетельству летописца Иосифа Флавия, Иаков был казнен по приказу первосвященника Анана примерно в 62 году н.э.

Собор Святого Иакова является главной армянской церковью Иерусалима. Собор богато украшен скульптурами, иконами и другой религиозной атрибутикой. К потолку подвешено множество лампад, которые являются единственным источником света.

В церкви имеются три алтаря. Центральный, самый высокий, посвящен Святому Иакову, правый - Иоанну Крестителю, левый - Деве Марии. Неподалеку от алтарей - два трона. Один для армянского Патриарха, другой, более богато украшенный, для духа Святого Иакова.

Во дворе церкви находится деревянная доска (накус), по которой монахи ударяли, созывая на богослужение. Во времена правления мусульман в Иерусалиме, они запрещали христианам звонить в колокола. В память о тех днях в Соборе Святого Иакова до сих пор извещают о начале службы ударами по деревянной доске. Во дворе церкви можно увидеть надгробия с захоронениями различных выдающихся людей.

Дополнительная информация:
Собор Святого Иакова / Saint James Church - армяно-григорианская церковь. Адрес: Armenian Patriarhia Str., Old City, Jerusalem. Старый город Иерусалима. Вход через Сионские или Яффские ворота. Часы посещения: понедельник - пятница: 15:00 - 15:40; суббота и воскресенье: 14:30 - 15:15. Вход: бесплатный.
Телефон: 972-26-282331.

Пещера Цидкиягу (Седекии). Каменоломни царя Соломона

Еще одной достопримечательностью Иерусалима является пещера Цидкиягу, расположенная в северной части стены Старого Города, недалеко от Шхемских ворот.

Когда-то это была небольшая естественная пещерка, из которой во времена царя Соломона добывали белый известняк для строительства Иерусалима и Иерусалимского Храма, поэтому пещера носит еще одно название - каменоломни царя Соломона.

Древняя каменоломня, площадью 9000 квадратных метров, простирается под кварталами Старого города и открыта для посещения туристами.

Во время строительства городской стены Сулейманом Великолепным, пещера была замурована из-за опасения, что неприятель сможет проникнуть в город из-под земли.

Обнаружена она была случайно в 1854 году американским миссионером и исследователем Джеймсом Барклаем. Он прибыл в Иерусалим как христианский миссионер и, однажды, прогуливаясь за стенами Старого города, обнаружил, что пропала его собака. Услышав ее лай где-то под землей, он обнаружил и саму пещеру.

Исторических сведений о пещере очень мало, но зато она окутана множеством легенд.  Масоны, вольные каменьщики, проводили здесь свои ритуалы, так как считают царя Соломона первым библейским масоном.

Названа пещера по имени последнего Иудейского царя из рода Давида - Цидкиягу, или Седекии.  Цидкиягу поднял восстание против Вавилонии и царь Навуходоносор осадил Иерусалим. После длительной осады Иерусалим был захвачен и полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен.

Согласно легенде, царь Цидкиягу бежал от Навуходоносора по этой пещере до самого Иерихона, где и был схвачен. Вавилоняне убили сыновей Цидкиягу у него на глазах, его самого ослепили и угнали в вавилонский плен.

Согласно еще одной легенде, во время осады Иерусалима римлянами в пещере Цидкиягу были спрятаны храмовые сокровища, но они до сих пор не найдены.

Пещера огромна, хотя ее максимальная ширина - 100 метров. В ней множество залов, коридоров, проходов. В дальнем углу пещеры - небольшой подземный источник, называемый Слезы царя Цидкиягу.

Дополнительная информация:
Часы посещения: с воскресенья по четверг с 9:00 до 17:00, в пятницу - до 14:00. Суббота и праздники - закрыто. Вход: платный (15 шекелей). Дети до 12 лет без сопровождения родителей не допускаются. Желательно осматривать с экскурсоводом.

Монастырь Святой Марии Магдалины

Прогуливаясь под жгучими лучами солнца по Иерусалиму, рекомендую вам заглянуть в Монастырь Святой Марии Магдалины. Войдя в высокие мощные ворота монастыря, вы окажетесь в райском уголке, где все утопает в зелени, где царит покой и умиротворение. Расположен Монастырь Святой Марии Магдалины на Масличной (Елеонской) горе в Гефсиманском саду.

Главным строением монастыря является церковь Святой Марии Магдалины, построенная в изящном русском стиле и прекрасно вписавшаяся в местный ландшафт. Монахини проживают здесь же, в небольших домиках: зеленые аллейки, живописный деревенский дворик, чистота и душевный покой.

Церковь была построена в 18 веке императором Александром III в память о своей матери, русской православной императрицы Марии Александровны, немки по происхождению, и освящен в честь ее небесной покровительницы святой Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Иисуса.

По совету архимандрита Антонина Капустина, Александр III и его братья приобрели участок земли в Иерусалиме и начали строительство храма. Автором проекта был утвержден русский архитектор Давид Иванович Гримм, поставивший своей целью возвести "визитную карточку" России на Святой Земле. Церковь построена из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Все расходы на строительство взяла на себя царская семья и в октябре 1888 года церковь была освящена.

На освящение были приглашены великие князья Сергей и Павел Александровичи, супруга князя Сергея Александровича, княгиня Елизавета Федоровна, отправилась в поездку с ними. Пораженная красотой храма, она произнесла: "Как я хотела бы быть похороненной здесь". Ее словам суждено было сбыться.

В апреле 1918 года, вместе с другими членами царского дома, Елизавета Федоровна была вывезена в город Алапаевск, где вскоре была сброшена в шахту большевиками. Вместе с ней добровольно мученическую смерть приняла и инокиня Варвара. А в 1921 году святые мощи Елизаветы Федоровны и Варвары были перевезены в церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме.

В 1934 году вокруг церкви расположилась женская православная обитель. Ее основали две англичанки, принявшие православие - монахини Мария (Барбара Робинсон) и Марфа (Алиса Спротт).

На территории монастыря археологами была обнаружена часть лестницы библейских времен, по которой Иисус восходил в Иерусалим. В память об этих событиях здесь построена маленькая часовня. Сестры очень чтут это святое место: ежегодно к Вербному Воскресенью часовню украшают пальмовыми ветвями, на ступенях всегда цветы.

Также на территории монастыря вам покажут грот, где, по преданию, уснули Пётр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса перед арестом в Гефсиманском саду (в 1988 году здесь была освящена пещерная часовня во имя Страстей Господних). Надпись у входа в грот: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение".

Войдя внутрь церкви Святой Марии Магдалины, вы увидите великолепный иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, иконы, выполненные художниками Василием Верещагиным и Сергеем Ивановым. Самый большой холст над иконостасом изображает Марию Магдалину, пришедшую с проповедью к императору Тиберию.

Согласно преданию, после воскрешения Иисуса Христа, Мария Магдалина отправилась в Рим к императору Тиберию. В те времена было не принято приходить к нему без подарка, а так как Мария была бедна, она принесла ему в дар простое яйцо, символизирующее жизнь. Представ перед императором, Мария рассказала ему о воскрешении Иисуса, на что император ответил: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг из белого стало красным". И вдруг яйцо в его руках изменило цвет. Тиберий удивленно произнес: "Воистину воскрес!".

Так родилась традиция пасхального обращения христиан друг к другу и обычай красить яйца на Пасху.

Одной из уникальных святынь монастыря является икона Божьей Матери Смоленской "Одигитрия". У нее тоже есть своя интересная история. Эта икона осталась невредимой после большого пожара в ливанском селении Рихания. Когда эти места настигла эпидемия чумы, священники начали обходить с этой иконой зараженные поселения и эпидемия там прекращалась. Позже прихожане подарили икону митрополиту Ливанскому Илии, который дорожил иконой, как самым ценным сокровищем.

Однажды Илие приснился сон, в котором святые великомученницы Елизавета и Варвара просили его передать эту икону игуменье Марии в Палестине. Илия отогнал эти видения, так как не знал такую игуменью. Но сон повторился. Тогда он разыскал Марию, ею оказалась настоятельница монастыря Святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Когда Илия вручал "Одигитрию" игуменье Марии, икона была почерневшей от времени, на ней нельзя было рассмотреть ни изображения, ни цветов. Икону привезли в Иерусалим, и наутро сестры, к своему удивлению, обнаружили, что икона "просветлилась" и на ней видны все краски, такой она остается и сегодня.

Монастырская община немногочисленна, она существует, в основном, на пожертвования христиан со всего мира и, конечно, за счет туристов. При церкви существует небольшой магазинчик, где сестры продают свечи и различные сувениры.

Дополнительная информация:
Адрес: Convent of Saint Mary Magdalene, P.O.B. 19190, Jerusalem. Местонахождение: Масличная (Елеонская) гора, Гефсиманский сад, между церковью Доминус Флевит и церковью Всех Наций.  Часы посещения: вторник и четверг с 10:00 до 12:00 (иногда бывает открыто и в другие дни недели). Вход: бесплатный, пожертвования - по собственному усмотрению.
Телефон: 972-2-6284371. Факс: 972-2-6286381.

Башня Давида. Музей истории Иерусалима

Башня Давида (цитадель Давида) не является священным местом Иерусалима и, тем не менее, это одно из самых посещаемых туристами мест в Старом городе. Здесь можно проследить историю Иерусалима от хасмонеев и до наших дней. Башня Давида, переходя из рук в руки многочисленных завоевателей Иерусалима, служила им крепостью, военной базой, здесь размещали свои гарнизоны римляне, крестоносцы, турки, англичане...

Надо сказать, что царь Давид не имел к ней никакого отношения. Она названа его именем скорее по недоразумению. Первые укрепления на этом месте были построены хасмонеями, а позже Ирод Великий построил здесь цитадель для защиты своего дворца.

В цитадели было три башни, названные Иродом в честь жены Мириамны, брата Фасаэля и лучшего друга Гиппикуса. До наших дней сохранилась только нижняя часть башни Фасаэля.

Сейчас цитадель хорошо отреставрирована и в ее стенах находится Музей истории Иерусалима.
С вершины башни Давида откроется неповторимая панорама Старого города и современного Иерусалима. Можно прогуляться по живописным дворикам, заглядывая в древние углы, рассматривать стены двухтысячелетней давности, любоваться арками крестоносцев.

А в самой крепости расположились выставочные залы, где вы сможете проследить всю историю города. Каждая комната посвящена отдельному историческому периоду. С помощью видео, диорам и современных компьютерных технологий вы увидите и прочувствуете всю историю этого неповторимого города.

Обязательно посетите ночное свето-звуковое шоу, своеобразное путешествие по страницам истории Иерусалима. Вы увидите двигающиеся цветные изображения на стенах крепости, проследите события, происходившие в городе за последние века.

Библейский царь Давид, стены Храма и его разрушение, ночное путешествие пророка Мухаммеда на небеса, перед вами промаршируют римские легионы и крестоносцы... Почти четырехвековая история Иерусалима пройдет перед вашими глазами за 45 минут.

Дополнительная информация:
Местонахождение: Иерусалим, Старый город, Яффские ворота. Часы посещения музея: с воскресенья по четверг и в субботу - с 10:00 до 17:00, в пятницу - с 10:00 до 14:00. Вход: платный. Телефон: 972-2-6265333

Текст подготовлен с использованием материалов erusalim.ru

В 1892 году в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой. Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь. В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

 

Футбол, бег и баскетбол самые популярные виды спорта в Израиле. В Иерусалиме открыто множество клубов, рассчитанных на различные возрастные группы населения, действуют спортивные залы и плавательные бассейны.
 

Видео

Израиль

Иерусалим

Shalom Jerusalem

Иерусалим

Тула

Сьенфуэгос

Лучшие отели:

  1. HOTEL QUINTA DAS PRATAS***