Иерусалим

730000

108

Туристическое агенство ИерусалимИнфо JerusalemInfo Ltd 92216 Иерусалим ул. Дов Хоз, 9 Пат

Лучшие предложения

Территория Израиля представляет собой вытянутый с севера на юг горный хребет, ограниченный с запада прибрежной низменностью, а с востока - Сирийско-Африканской впадиной. Внутри этой впадины находятся озеро Киннерет, река Иордан и Мертвое море. В состав центрального горного хребта входят Галилея, Са-мария, Иудея и Негев. Самария и Иудея разделяются горной цепью (средняя высота - ок. 800 м над уровнем моря), которая называется Иерусалимскими горами. Они плавно спускаются на запад и на восток цепями холмов. Это чередование холмов и долин и создает неповторимый облик Иерусалима.

Возникновение древних городов всегда определялось наличием источников воды. Возле бьющего из-под земли источника Гихон три тысячи лет назад царь Давид построил свою столицу.

Вторая половина III тысячелетия до н.э. - первое дошедшее до нас упоминание об Иерусалиме в документах, найденных при раскопках древней Эблы.

XIX-XVIII века до н.э. - Иерусалим упоминается в египетских папирусах под именем "Рушалимум". Примерно к той же эпохе относится рассказ Торы (Пятикнижья Моисеева), упоминающий Иерусалим под именем "Шалем" и его правителя Мелкицедека. К этому же периоду относится рассказ Торы о жертвоприношении Авраама на одной из Иерусалимских гор - горе Мориа (22-я глава кн. Бытия). Впоследствии царь Давид выберет именно это место для столицы еврейского государства, а царь Соломон построит Храм именно на этой горе.

XIII-XI вв. до н.э. - эпоха завоевания Ханаана. Так принято называть эпоху после выхода евреев из Египта. Евреям не удалось тогда сразу завоевать всю страну, и на месте Иерусалима стоял в тот период город Иевус, столица одного из ханаанских племен - иевусеев. Крепость Иевуса называлась Цион. Видимо, где-то в середине XII века до н.э. евреям удалось на короткое время овладеть Иевусом, но потом они вынуждены были его оставить. Еврейские колена жили тогда изолированно друг от друга, каждое на своей территории, и не образовывали никакой государственной системы. В конце этого периода, в XI веке, им пришлось объединиться в связи с возникшей военной угрозой со стороны филистимлян.

Ок. 1000 года до н.э. - начало истории Иерусалима как еврейской столицы. После гибели первого еврейского царя Саула из колена Биньямина к власти пришел царь Давид из колена Иегуды. Давид построил свой город и обнес его крепостной стеной. Город получил название Иерусалим (Йерушалаим). Давид перевел в Иерусалим управление из прежней столицы - Хеврона, а также перенес туда Ковчег Завета, где хранились две каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями - Скрижали Завета. Территория города распространяется от крепости Цион по холму Офел - южному склону горы Мориа. В нескольких сотнях метров от крепости Цион и Иевуса находится гора Мориа, на которой, согласно Торе, Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака. Это место было общей для всех еврейских колен святыней, и Давид мог рассчитывать, что Храм, который он собирался построить на этом месте, станет фокусом духовной жизни объединенного государства. Но не Давиду было суждено построить Первый Храм.

Ок. 960 года до н.э. - строительство Первого Храма. Царь Соломон (Шломо) расширяет пределы города Давида, строит на горе Мориа Храм и рядом с ним царский дворец. В Храм были перенесены Скрижали с Десятью Заповедями и Менора - золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло. ТАНАХ (Библия) подробно рассказывает о строительстве Храма и о царствовании Соломона. За время своего правления царь Соломон успел провести ряд кардинальных реформ, которые обеспечили экономическое процветание государства, дальнейшее объединение колен и концентрацию духовной жизни народа вокруг столицы и Храма. Отныне еврей, где бы он ни жил, трижды в год - в праздники Песах, Суккот и Шавуот (эти праздники так и называются в еврейской традиции -"праздники паломничества") - являлся в Иерусалимский Храм с жертвоприношениями. Иерусалим становится единственным центром богослужения у евреев.

925-586 годы до н.э.
- Иерусалим - столица Иудеи. Вскоре после смерти Соломона объединенное царство распалось на два: Северное - Израиль и Южное - Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи, включившей в себя территорию наделов колен Иегуды и Биньямина. Северное царство было уничтожено в 722 г. ассирийцами, и следы десяти северных колен затерялись в изгнании. Иудея выстояла в значительной степени благодаря укреплению Иерусалима, осуществленному царями Узиягу и Хизкиягу из династии Давида. Кроме надежных укреплений Иерусалим был обеспечен водой на случай осады: к нему был проведен подземный водопровод длиной более 500 метров от источника Гихон. В 701 г. до н.э. ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим, но вынужден был отступить.

Ассирийская империя пала, а на ее месте возникла Вавилонская. Вавилонских царей Иудея и Иерусалим привлекали в неменьшей степени, чем ассирийских, и в 605 г. до н.э. Вавилон превратил Иудею в свою вассальную территорию. После ряда неудачных восстаний евреев вавилонский царь Навуходоносор в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим, сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в плен в Вавилон, где было поселено по берегам Тигра и Евфрата. К этой эпохе изгнания и относятся знаменитые слова Псалма 137: Так закончилась эпоха Первого Храма.

516 год до н.э. - возвращение в Сион и восстановление Храма. Вавилонская империя, как и все империи на свете, оказалась не вечной; прошло время, и на ее месте возникла Персидская империя. Персидский царь Кир в 538 г. разрешил евреям вернуться на родину и заново отстроить Храм. Кир приказал также вернуть в Иерусалим храмовую утварь, увезенную Навуходоносором, а также оплатить из казны расходы по постройке Храма. Кир оказался "сионистом" в большей степени, чем многие евреи: вернулась - в несколько приемов - лишь меньшая часть народа. И все же евреи были единственным народом из переселенных вавилонянами, который, хотя и не в полном составе, но все-таки вернулся на свою прежнюю землю. Храм был отстроен заново к 516 году, и с этого момента начинается эпоха Второго Храма. Во Втором Храме уже не было Скрижалей с Десятью Заповедями - они таинственно исчезли незадолго до разрушения Первого Храма, и сегодня никто не знает, где они.

445 год до н.э. - реформы Эзры и Нехемии. Хотя Храм и был отстроен, Иерусалим долго оставался малозаселенным. В 445г. иудейский правитель Нехемия провел ряд серьезных реформ, направленных на возвращение Иерусалиму статуса реальной столицы Иудеи. Он же обнес город новой крепостной стеной. Современник Нехемии, выдающийся еврейский законоучитель Эзра, учредил в Иерусалиме высший орган еврейского самоуправления - Кнессет а-Гдола (Великое Собрание), в который входило 120 мудрецов. До 332 года до н.э. Иерусалим продолжал оставаться столицей персидской провинции Иудеи.

332 год до н.э. - начало Эллинистической эпохи. В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому. Александр не вмешивался ни в образ жизни евреев, ни в храмовую службу; в отличие от завоевателей того времени, он не стал устанавливать в Храме статую верховного эллинского божества Зевса или свою собственную статую. После смерти Александра разгорелась борьба между его наследниками за раздел империи; Иудея и Иерусалим несколько раз переходили из рук в руки, что принесло им немалые беды.

301-203 годы до н.э. - Иерусалим под властью Птолемеев. В 301 г. в Иудее установилась власть египетской ветви наследников Александра - династии Птолемеев. Наступил примерно столетний период относительного мира и благоденствия. Иудее предоставлена достаточно широкая автономия, продолжает функционировать Великое Собрание, в Иерусалиме сосредоточена духовная и светская элита страны, имеющая тесные связи с двором Птолемеев в Александрии. К этой же эпохе относится создание Септуагинты - первого в истории перевода Библии на иностранный (греческий) язык.

203-165 годы до н.э. - Иерусалим под властью Селевкидов. Ок. 200 г. до н.э. Иудею и Иерусалим захватила Сирийская эллинистическая империя, где царствовала династия Селевкидов. Селевкидский царь Антиох IV Эпифан ввел чрезвычайно жестокие законы, направленные на насильственное приобщение евреев к греческой культуре. Соблюдение Субботы и многих других еврейских обычаев было запрещено под страхом смерти. Антиох сменил также состав священников в Храме, поставив во главе их эллинизированного еврея по имени Менелай. В ответ на возмущение евреев Антиох разрушил городские стены Иерусалима, возвел внутри города крепость Акра, где разместился греческий гарнизон, разграбил храмовые сокровища, а Храм приказал превратить в святилище Зевса Олимпийского. Все это привело к тому, что в 167 г. до н.э. вспыхнуло еврейское восстание, известное как восстание Маккавеев (Хасмонеев). В декабре 164 г. Иегуда Маккавей захватил Храмовую гору, устранил из Храма следы языческого культа и восстановил его нормальное функционирование. В связи с этими событиями установлен еврейский праздник Ханукка (букв. - "новоселье" или "очищение").

164-63 годы до н.э. - Иерусалим - столица Хасмонейского царства. Хотя Храмовая гора была освобождена Маккавеями еще в 164 г., выбить сирийский гарнизон из крепости Акра Шимону Хасмонею удается лишь к 141 г. На этом присутствие чужеземцев в Иерусалиме кончается. После победы восстания Маккавеев в Эрец-Исраэль в течение 103 лет существует независимое еврейское государство. Во главе его стоял священнический род Хасмонеев, возглавлявший восстание. Иерусалим снова становится столицей. В городе интенсивно развиваются торговля и ремесла, его пределы заметно расширяются. Возникают новые капитальные стены, отделяющие территорию рынков от основной части города.

63 год до н.э. - начало Римской эпохи. В результате вспыхнувшей в Хасмонейском государстве междоусобной войны в 63 г. римский полководец Помпеи без труда овладел Иудеей и Иерусалимом. В 40 г. евреям удалось при поддержке парфян - главного врага Рима на Ближнем Востоке - на короткое время выбить римлян из Иерусалима, но спустя три года римский ставленник Ирод I (Великий), опираясь на римскую армию, опять захватил город.

37-4 годы до н.э. - царствование Ирода. В шутку говорят, что нынешний мэр Иерусалима Тедди Колек построил в городе почти так же много, как Ирод. Действительно, размах строительства в Иерусалиме при Ироде был грандиозен: - Ирод перестроил старую городскую крепость и назвал ее Антонией в честь Марка Антония; - Ирод построил близ нынешних Яффских ворот цитадель, от которой уцелела башня, известная сегодня под названием Башня Давида; - Ирод построил огромные и великолепные дворцы и форумы; - Ирод расширил и перестроил Храм, увеличив его высоту вдвое. При этом Ирод был жестоким и беспощадным правителем: еврейская традиция говорит, что после перестройки Ирода Храм потерял половину своей святости. Римский историк Плиний Старший свидетельствует, что при Ироде Иерусалим был самой известной и самой блестящей из столиц Востока, однако, несмотря на все успехи Ирода в градостроительстве, евреи ненавидели его как проводника римской власти.

6 год до н.э. - 66 год н.э. - Иерусалим под властью римских прокураторов. После смерти сына Ирода, Архелая, центральная часть Иудеи управлялась непосредственно римскими наместниками (прокураторами), резиденцией которых была Кесария. Для евреев столицей страны продолжал оставаться, естественно, Иерусалим. Высшим органом еврейского самоуправления в эту эпоху был Сан-гедрин (Синедрион) - Высший суд в Иерусалиме. Он выполнял также функции городского совета Иерусалима. По оценкам историков, население Иерусалима составляло тогда от 30 до 100 тысяч человек. Территория города непрерывно увеличивалась, возникали новые пригороды.

66 год н.э. - начало Иудейской войны. Недовольство евреев римской властью вылилось в грандиозное восстание 66 г., которое принято называть Иудейской войной. Римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен. Весной 70 г. римские войска под командованием Тита, сменившего своего отца Веспасиана, подошли к городу и начали тяжелую пятимесячную осаду.

9 Ава 3830 года (11.08.70) - падение Иерусалима и разрушение Второго Храма. Согласно еврейской традиции, евреи лишились Второго Храма и отправились в изгнание за взаимную вражду и нежелание быть единым народом. Разные части Иерусалима защищали три разные группировки евреев, и, несмотря на то, что они столкнулись с колоссальным превосходством римлян, они так и не сумели объединиться. В такой ситуации мужество и упорство защитников города оказались бессмысленными, и Иерусалим пал. Согласно преданию, Второй Храм был сожжен римлянами в тот же самый день по еврейскому календарю, в который на 656 лет раньше был уничтожен Первый Храм, - 9 числа летнего месяца Ава. Большинство жителей Иерусалима погибли или умерли от голода во время осады, оставшиеся были проданы в рабство. Все храмовые сокровища были увезены в Рим. Точно так же, как когда-то таинственно исчезли Скрижали с Десятью Заповедями, после разграбления римлянами храмовых сокровищ затерялись следы знаменитого золотого Семисвечника - Меноры. Последнее, что о ней известно: она была перевезена в Рим и, видимо, не была там переплавлена. Может быть, и она, и Скрижали Завета когда-нибудь найдутся... На этом история Иерусалима как столицы еврейского государства прерываете! почти на две тысячи, а точнее, 1878 лет.

117 год - на Храмовой горе римляне строят языческий храм.

130 год - в Иерусалим приезжает римский император Адриан. На развалина города он начинает строительство римского военного лагеря Элия Капитолина.

В 132 году - начинается восстание Бар-Кохбы, последнее еврейское восстав" против римлян. Повстанцы овладевают Иерусалимом и на Храмовой горе строят временный Храм.

135 год - римляне подавляют восстание, вновь захватывают Иерусалим, теперь Адриан переносит название лагеря Элия Капитолина на весь город. Ие русалим этого периода имел планировку римской военной колонии - т.е. прям( угольника, разбитого на части взаимно перпендикулярными улицами. Территорв и планировка сегодняшнего Старого города в Иерусалиме во многом совпадай с теми, что сложились при Адриане. Улица Кардо, раскопанная археологами и превращенная в один из главнь туристских центров Старого города, - это центральная улица города времен Адриана. Евреям вход в город был запрещен под страхом смерти, на месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера, а на том месте, где была Святая Святых, - поставили конную статую Адриана.

Во II-III веках Элия Капитолина была небольшим провинциальным римским городом. В городе существовала христианская община, его посещали христианские паломники. Приходили и еврейские паломники, но селиться в Иерусалиме им запрещалось.

324 год - завоевание Эрец-Исраэль византийским императором Константином. Иерусалим приобретает преимущественно христианский облик.

335 год - на месте предполагаемого захоронения Иисуса строится Храм Гроба Господня. Евреям вновь запрещают паломничество в Иерусалим, за исключением дня 9 Ава, когда им разрешалось молиться на Масличной и Храмовой торе, превращенной в городскую мусорную свалку.

361-363 годы - к власти в Византийской империи приходит император Юлиан-"отступник". Он разрешает евреям селиться в Иерусалиме и начать приготовления к восстановлению Храма.

438 год - византийская императрица Евдокия значительно перестраивает и расширяет Иерусалим.

614 год - Иерусалим завоевывают персы. Евреи города поддержали персов, скольку видели в них избавителей от насильственного обращения в христианство.

629 год - в Иерусалиме возобновляется власть византийцев. В отместку за со трудничество с персами еврейская община почти поголовно вырезана, и евреям опять запрещено селиться в Иерусалиме.

638 год - Эрец-Исраэль завоевывают арабы, и византийцы сдают Иерусалим халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Халиф строит первую в Иерусалиме мечеть в том месте, где сейчас стоит мечеть Аль-Акса. Он же разрешает 70 еврейским семьям поселиться там, где сейчас находится Еврейский квартал Старого города.

691 год - строительство мечети Омара на части бывшей территории Храма.

716 год - резиденция халифов переносится в Рамлу, и Иерусалим утрачивает значение административного центра. Несколько позднее, во время волнений, стены города сносят.

800 год - халиф Харун ар-Рашид передает христианские святыни Иерусал под покровительство Карла Великого, что стимулирует строительство множества церквей и монастырей.

878-1099 годы - династии египетских и багдадских халифов сражаются между собой за обладание Иерусалимом, и город переходит из рук в руки.

1099-1187 годы - Иерусалим является столицей королевства крестоносцев. стоносцы вырезают и мусульман, и евреев и, чтобы заселить город, привлекают туда арабов-христиан. Многие мусульманские мечети были превращены в церкви.

1187 год - войска султана Саладина овладевают Иерусалимом и изгоняют крестоносцев. Церкви превращены в мечети. Восстановлена.еврейская община, в числе которой были евреи из Йемена и Магреба, а также около 300 раввинов из Англии и Франции.

1260 год - Иерусалим захватывают и разрушают монголы. В том же году их побеждают мамлюки, вскоре овладевшие Эрец-Исраэль.

1267 год - в Иерусалим прибывает знаменитый еврейский ученый рабби Моше бен Нахман (РАМБАН, Нахманид) из Испании. Он нашел в городе ок. 2000 человек, среди которых было лишь два еврея.

1492 год - в Иерусалим начинают прибывать евреи - изгнанники из Испании.

1517 год - город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.

1536-1541 гг. - турецкий султан Сулейман Великолепный обносит Иерусалим крепостной стеной, построенной на развалинах древних стен. Эта стена окружает Старый город и сегодня.

К концу XVIII века в Иерусалиме насчитывалось около 5 тысяч евреев, а с середины XIX века еврейская община Иерусалима становится самой многочисленной в Эрец-Исраэль. Из 15 тысяч жителей города около половины составляли евреи.

1848 год - в Иерусалиме открывается первый банк.

1854 год - в Еврейском квартале открывается первая еврейская больница на 18 коек.

1863 год - в Иерусалиме начинают выходить две еврейские газеты.

50-60 гг. XIX в. - переломный период в истории Иерусалима: он превращается в современный город. Сюда приезжает большое количество евреев из Европы, и Старый город становится для них тесен. Возникает необходимость строительства еврейских жилых кварталов вне городских стен. Английский еврей, банкир сэр Мозес (Моше) Монтефиори покупает у турок участок земли к западу от Старого города и строит там квартал Мишкенот-Шаананим, а рядом с ним - мельницу, которая должна была дать пропитание жителям этого квартала. Эта мельница сохраняется как исторический памятник и по сей день. Евреи продолжают приобретать землю к западу и северо-западу от городской стены и строят там новые кварталы. Так, к западу от крепостной стены вырастает новый еврейский город.

С 1873 года начинается новое строительство к югу от крепостной стены. Там была основана так называемая Немецкая колония, где поселились немцы-христиане.

1892 год - начинает функционировать железнодорожная линия между Иерусалимом и Яффой.

В 1910 году в Иерусалиме проживает уже 65 тысяч жителей, из них 40 тысяч евреев.

1914-1917 годы - во время Первой мировой войны в городе свирепствуют голод и болезни, его население сокращается до 55 тысяч человек.

10-11.12.1917 - турки сдают город британским войскам.

1.7.1920 - Иерусалим становится официальным центром английской гражданской администрации. Начинается эпоха Британского мандата.

1.4.1925 - открытие Еврейского университета на горе Скопус (Цофим).

1935 год - англичане строят водопровод, по которому вода подавалась в Иерусалим из реки Яркон.
22.7.1946 - в знак протеста против запрета британскими властями иммиграции евреев в Палестину еврейская подпольная организация Эцель взрывает флигель отеля "Царь Давид", где были размещены британские правительственные и военш учреждения. При взрыве погибает 90 человек.

В 1946 году
население Иерусалима составляет 164 тысячи человек, из них 100 тысяч - евреи.

29.11.1947 - ООН принимает решение о разделе Палестины между евреями и арабами, в рамках которого Иерусалим должен был получить международный статус. Англия отказывается участвовать в осуществлении этого плана, в Иерусалиме начинается анархия и быстро развивается массовый арабский террор. Начинается Война за Независимость.

3-15.4.1948 - операция "Нахшон" - в осажденный Иерусалим с боем прорывается колонна грузовиков с продовольствием и оружием.

14.5.1948 - провозглашение независимости государства Израиль. Англичане покидают Иерусалим.

28.5.1948 - Еврейский квартал Старого города капитулирует, защитники его взяты в плен, а гражданское население эвакуировано в кварталы Западного Иерусалима, удерживаемые евреями. Арабский легион разрушает Еврейский квартал и оскверняет кладбище на Масличной горе.

11.6.1948 - достигнуто соглашение о прекращении огня, по которому Восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Иордании, а Западный Иерусалим - под контролем Израиля.

1.8.1948 - правительство Израиля провозглашает Западный Иерусалим частью территории государства.

3.4.1949 - подписан договор о перемирии между Израилем и Иорданией. Лиши прекращения огня 1948 года стала демаркационной линией, признанной ООН. Возникла эта линия так. Израильский полковник Моше Даян и иорданский подполковник Абдалла Таль встретились в одном из заброшенных домов и расстелил! перед собой на полу карту Иерусалима, где обозначили цветными карандашам! расположение своих войск. Карта была мелкомасштабной, а карандаши - плохо заточенными, поэтому проведенная ими жирная линия имела на местности ширину 40-60 метров и перерезала случайным образом улицы, углы домов и т.д. До самой Шестидневной войны этой линии суждено было служить государственно границей Израиля. Вдоль нее был выстроен бетонный забор и натянута колючая проволока.

До 1967 года Иерусалим был разделен надвое колючей проволокой. Отдельным израильским анклавом на территории Иордании была гора Скопус, где находился Еврейский университет. По соглашению, разрешалось отправлять туда раз в две недели автобус с территории Западного Иерусалима. Понятно, что университет таких условиях нормально функционировать не мог, и в Западном Иерусалиме (в Гиват-Раме) был построен новый кампус. По соглашению, израильтянам разрешалось приходить к Стене Плача, но это условие иорданцами никогда не соблюдалось.

5.6.1967 - начало Шестидневной войны.

7.6.1967 весь Иерусалим оказался в руках Израиля. Во время боев за Старый город израильское командование отдало приказ любой ценой избегать нанесения ущерба христианским и мусульманским святыням, что стоило Израилю немалых дополнительных жертв и усилий.

28.6.1967 - декрет израильского правительства об объединении Западного и Восточного Иерусалима.

1969-1971 - Иерусалимский муниципалитет приглашает самых известных еврейских архитекторов мира принять участие в проекте восстановления Еврейского квартала Старого города. С 1970 года на холмах вокруг Иерусалима строятся новые жилые районы - Гило, Рамот, Неве-Яаков, ,Рамат-Эшколь, Тальпиот Мизрах и др.

Июнь 1980 года - израильский парламент принял Закон об Иерусалиме, объявляющий Иерусалим неделимой столицей Израиля.

Текст подготовлен с использованием материалов pluto.hop.ru

Дамасские ворота

Первые ворота на этом месте были сооружены Иродом Антипой I (41–44 гг. по Р.Х.), затем они были перестроены императором Адрианом и стали представлять собой отдельно стоящий монументальный вход в Элию Капитолину — город, построенный римлянами на месте разрушенного Иерусалима. Единое целое со стеной эти ворота стали составлять только в III в. и использовались по меньшей мере вплоть до V в. В VIII в. ворота закрыли, а перед ними с обеих сторон были устроены цистерны. Ворота в их современном виде построены в XVI в. До сих пор видны древние стены, сложенные из гигантских тесаных блоков. В результате раскопок под воротами были найдены остатки ворот II в. по Р.Х., вымощенных камнем улиц, а также каменная винтовая лестница и комплекс подземных залов византийского периода.

Купол Скалы

Купол Скалы, или (менее точно) «Мечеть Скалы». Часто неверно называется «Мечетью Омара». Dome of the Rock (англ.); Kipat ha-Sela (евр.); Qubbat as-Sahra (араб.). Здание построено на месте жертвоприношения Авраама на горе Мориа (Быт. 22:2, 14), это также место, где находились жертвенник Давида и святилище храма Соломона. Мечеть построена в конце VII в. на месте Первого и Второго Иерусалимского храма. Целью омейядского халифа Абд аль-Малика было создать памятник в честь вознесения пророка Магомета на небеса после его «ночного путешествия» в Иерусалим (Коран 17). В здании (святилище) находится деревянный амвон времен крестоносцев, превращенный в подставку для Корана. Сохранился также баптистерий. Северная дверь называется «Врата рая», восточная — «Врата Давида».

Храмовая гора (гора Мориа, ал-Харам аш-Шариф)

В Священном Писании упоминается как гора, на которой совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (Быт. 22:2, 14). На этом месте поставил жертвенник царь Давид, а затем было возведено святилище храма царя Соломона.

Стена Плача

Ha-Kotel ha-ma'arawi (евр.), т. е. «Западная стена». Восточная часть Старого города. Стена Плача — это сохранившаяся часть западной стены, ограждавшей Второй Иерусалимский храм (построен в 515 г. до Р.Х., расширен в 37–4 гг. до Р.Х.). Стена длиной 156 м является святыней еврейского народа. Рядом находится «арка Робинсона» (англ. Robinson's Arch) XIX в. На одном из камней арки Робинсона обнаружена надпись византийского времени из книги пророка Исаии (Ис. 66:14): И увидите это, и возрадуется сердце ваше. Считается, что надпись была сделана во время короткого правления императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), который разрешил евреям восстановить Иерусалимский храм.

Храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня)

На этом месте свершились Распятие Иисуса Христа. Храм Гроба Господня — это самая главная святыня всех христиан, поскольку именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Господь Иисус Христос, и Гроб Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе. В этом храме также расположено много других, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя святынь и памятных мест, каждое из которых описывается самостоятельно. Начало строительства храма относится к 326 г., ко времени посещения Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 г. В 336 г. храм посетили участники собора в Тире; по сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского (Житие Константина, 4.43–47), храм был украшен и освящен. В память этого события был установлен праздник освящения храма Воскресения в Иерусалиме («Воскресения Словущего») 13 сентября (ст. ст.). Храм подвергся разрушениям в период нашествия персов в 614 г. Но в 626–629 гг. Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил Святой Крест на Голгофе. В том же 629 г. игумен монастыря св. Феодосия Модест воздвиг вновь храм Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом вновь овладели — на этот раз арабы-мусульмане. Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой охранной грамотой, данной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому Патриарху Софронию. В 1010 г. в храме случился губительный пожар. 1099 г. оставил нам следы пребывания здесь крестоносцев после захвата ими Иерусалима: в храме были частичные перестройки, а на стенах до сих пор видны высеченные крестоносцами изображения крестиков. Строительные работы в храме Воскресения Христова, включающие в себя перестройку старых и пристраивание новых помещений, проводились в течение всей его истории — вплоть до XIX в., что и определило его современный своеобразный облик. У входа в храм находится знаменитая колонна с трещиной от Благодатного Огня, сошедшего сюда, когда Православной Церкви не было позволено служить на Пасху в Кувуклии.

Гефсиманский сад

Гефсимания, у подножия и на западном склоне горы Елеон. У ограды сада находится грот — пещера, в которой, по преданию, прятались ученики и где молился Христос. В ней теперь францисканский храм, в богатом убранстве которого повторяются изображения чаши и Спасителя. В храме показывают место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили камень и прошли насквозь. В нижней части сада растут восемь древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. Вдоль ограды расположены изображения Страстей в специальных ковчегах. Недалеко от древних масличных деревьев находится камень, на котором, по преданию, сидел Спаситель, когда Иуда пришел предать Его. Кроме того, в саду показывают место, где, согласно преданию, отдыхали ученики Христа во время Его моления о чаше.

Русский храм Марии Магдалины

Ныне — находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен императором Александром III в память о своей матери Марии Александровне. В храме — иконостас белого мрамора с черной бронзой, а также иконы кисти академика В.П. Верещагина и чудотворный образ Богоматери Одигитрии XVI в. Живописец Сергей Иванов написал для храма холсты со сценами из жизни св. Марии Магдалины (самый большой, над иконостасом, представляет Марию, протягивающую пасхальное яйцо римскому императору Тиверию). Кроме того, в этом храме находятся гробницы преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, умученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Их мощи были перевезены в Иерусалим в 1920 г. Гробницы белого мрамора расположены справа и слева от алтаря. Слева перед алтарем икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей. Справа — чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), привезенная из Ливана. Сам монастырь основан в 30-е годы XX в. двумя сестрами шотландками, принявшими православие. Они же основали Вифанскую школу для девочек. Монастырь располагается вокруг церкви. На территории монастыря сохранились ступени, по которым шел Христос во время Входа в Иерусалим (проход к ним доступен не всем). Также есть камень, на который, по преданию, Богоматерь уронила Свой пояс для уверения апостола Фомы в Своем вознесении на Небо. На террасе чуть повыше установлена икона в честь этого события.

Колокольня «Русская свеча»

На горе Елеон. Звонница Русского Вознесенского монастыря. Самое высокое церковное здание в Иерусалиме (64 м). Звонница «Русская свеча» является достопримечательностью и хорошо видна в Иерусалиме и в его окрестностях. Построена итальянским архитектором А. Ламбрадорно.

Вифлеем

Bethlehem (англ.), т. е. «Дом Хлеба». Город в 8 км южнее Иерусалима. Древнее название города — Эфратах (Евфрафа). Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» и место его избрания и помазания на царство, место погребения Рахили. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руф. 1–4). В Вифлееме произошло Рождество Иисуса Христа. В Вифлееме и его окрестностях расположены базилика Рождества Христова, Пещера Рождества, Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка, Гробница Рахили, дворец-крепость Ирода Великого — Иродион.

Базилика Рождества Христова, Святой Вертеп

Базилика построена над пещерой, в которой, по преданию, родился Иисус Христос, посвящена этому событию. Один из самых древних храмов в Святой Земле. По преданию, это единственный храм, который не был разрушен во время нашествия персов-зороастрийцев: из-за изображения волхвов на стене храма. Волхвы, они же маги, были зороастрийскими жрецами. До наших дней это изображение не дошло. Первоначально храм был построен византийским императором св. равноапостольным Константином Великим и его матерью св. равноапостольной Еленой в 326 г., перестроен св. Юстинианом (около 530 г.). Первоначальные широкие входные врата в храме были заложены, и сейчас вход довольно низкий, так что входящему приходится нагибать голову. По этой причине врата храма стали называться «вратами смирения». В базилике сохранились фрагменты напольных мозаик времени св. Константина Великого. В храме 44 колонны времени св. Юстиниана из розового песчаника, которые так хорошо отполированы, что кажутся сделанными из мрамора. Сохранилась колонна с отверстиями, из которых, по легенде, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, намеревавшихся разорить его. Росписи на колоннах и настенные мозаики относятся ко времени византийского императора Мануила Комнина (1143–1180 гг.). На одной стене — мозаичные изображения Вселенских Соборов (сохранился лишь фрагмент со Вторым Cобором), на другой — поместных соборов. Справа от входа — юстиниановская купель (первоначально располагалась за алтарем). Амвон перед алтарем соорудили крестоносцы. Иконостас резного дуба изготовлен в 1744 г. и привезен из Греции. Паникадила подарены храму русскими императорами Александром III и Николаем II. Колокола также привезены из России. В нижней части храма находится Пещера Рождества, Святой Вертеп (12 м длиной и 4 м шириной). В ней со времен св. Елены располагался подземный храм. Туда ведут каменные ступени времени св. Юстиниана. Прямо напротив входа — место Рождества Иисуса Христа. Место Рождества отмечено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду. Слева — придел Яслей. Истинные ясли скрыты под мраморной облицовкой. Стены украшены керамическими шпалерами XIX в. Слева от алтаря верхнего храма — армянский придел во имя Трех царей (XIX в.). Из него — вход в католический францисканский храм. Его дворик (cloitre) стилизован под византийскую капеллу. В базилике Рождества среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.

Лавра Саввы Освященного

Православный греческий монастырь преп. Саввы Освященного. The Great Lavra of St. Saba, The Monastery of Mar Saba (англ.). Мар-Саба — в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого. Лавра основана в VI в. на месте пещеры, где поселился преподобный Савва — родоначальник палестинского монашества, и вокруг которой разрослась обитель. Пещера преп. Саввы находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя свт. Николая также находится в пещере. В ней имеется чтимая икона преп. Андрея Критского и хранятся мощи монахов, убитых сарацинами. Главный храм обители посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут в VI в. св. Юстинианом. В храме — иконы «Верую» и «Акафистной Божией Матери», резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник. В монастыре подвизался Иоанн Дамаскин (VIII в.). Его пещера-келья находится над церковью свт. Николая. В пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преп. Иоанну Дамаскину отрубили руку. Над кельей Иоанн Дамаскин устроил церковку во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник был похоронен. Мощи Иоанна Дамаскина впоследствии увезли крестоносцы. В настоящее время они хранятся в Венеции. Женщины на территорию монастыря не допускаются.

Хеврон

Город в 36 км на юго - юго-востоке от Иерусалима.Первоначальное название — Kirjath-arba. Один из старейших городов в этом регионе, связанный с именами патриархов Авраама, Исаака и Иакова и царя Давида. В течении семи с половиной лет Хеврон был столицей царства Давида, вплоть до взятия Иерусалима. Один из четырех святых иудейских городов. Построен в XVIII в. до Р.Х.. В VII в. по Р.Х. был захвачен арабами и получил название Эль-Халил («Любимец Божий»). В 1100 г. захвачен крестоносцами. Достопримечательностями Хеврона являются пещера праотцев Махпела, монастырь Святой Троицы, дуб Мамврийский, храм св. Праотцев.

Дуб Мамврийский, монастырь Святой Троицы

В 2-х км от Хеврона к северу. Место, где жил Авраам. Здесь ему было явление трех Ангелов (Святая Троица) (Быт. 18), Которые под священным Мамврийским дубом предрекли Аврааму рождение сына. Современное местное название Khirbet Nimreh и 'Ain Nimreh — Руины Nimreh и Источник Nimreh. Однако наиболее вероятное местоположение библейской «дубравы в Мамвре» в местности Ramat el-Khalil — «Высокое место друга (Бога)» — около 2-х км к северу от старого города. Рядом с дубом находится храм во имя святых Праотцев с приделом Святой Троицы, сооруженный архимандритом Леонидом в 1901–1914 гг., а также руины, по преданию, являющиеся остатками сооруженного Авраамом алтаря, развалины церкви византийского периода и древний колодец, именуемый колодцем Авраама.

Текст подготовлен с использованием материалов ttpb.ru

Пока на протяжении уже нескольких лет в Иерусалиме идут разговоры о строительстве трамвайной линии, видом общественного транспорта остается автобус (компания "Эггед").

Разовый билет на проезд покупается у водителя. Билет в автобусе стоит около 5-6 шекелей, месячный проездной – около 200 шекелей. Для пенсионеров проездной билет продается с 50% скидкой.

Многие пользуются карточками на определенное количество поездок. Они бывают трех видов – обычные, ученические и для пенсионеров. Дети дошкольного возраста ездят в автобусе бесплатно.

Обратите внимание на отличительную особенность всего израильского транспорта: движение прекращается на закате в пятницу и начинается на закате в субботу.

В Иерусалиме действует 2 вида таки:
- маршрутное такси ("Монит шерут") - миниавтобусы. Стоимость проезда фиксированная.
- классическое такси ("Монит"). Стоимость проезда определяется по счетчику.

 

Видео

Израиль

Иерусалим

Shalom Jerusalem

Иерусалим

Тула

Сьенфуэгос

Лучшие отели:

  1. HOTEL QUINTA DAS PRATAS***