Ереван

1114000

300

Ереван, ул. Налбандяна 96

Лучшие предложения

Античная эпоха

Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною[1], выводя название города из восклицания: «Ереванц!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда от воды обнажилась вершина Малого Арарата. Это считается примером т. н. народной этимологии.

Годом основания Еревана условно считают год основания урартского города Эребуни — 782 г. до н. э., расположенного на северной окраине современного Еревана, хотя нет данных указывающих на существование значимого поселения на месте расположения города в период с IV века до н. э. по III век н. э. Согласно наскальной клинописной хронике в Ване, урартский царь Аргишти I на пятом году своего царствования построил город Эребуни. Надпись на каменной плите, найденная в 1950 году на холме Арин-Берд позволила отождествить это городище с Эребуни. Надпись гласит: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил…» Спустя столетие административный и политический центр области переместился в крепость Тейшебаини, основанную царем Русой II на юго-западной окраине современного Еревана; однако Тейшебаини была разгромлена, видимо скифами, в годы падения Урарту (590-е до н. э.). Эребуни же продолжил свое существование и в персидскую эпоху; там, например, найдены милетские монеты, отчеканенные около 478 г. до н. э. Видимо, тогда же в армянском языке его название начали произносить как Эревуни, с переходом [b] > [v]. Существуют гипотезы, впрочем ничем не подкрепленные, что Эревуни был центром персидской сатрапии Восточная Армения.

За IV в. до н. э. - III в. н. э. археологические памятники практически отсутствуют. Упоминание Еревана (и существовавшей в нем манихейской и христианской общин) видят в одном согдийском манихейском тексте III века, из которого явствует, что один из учеников Мани основал там манихейскую общину, наряду с христианской. Согласно надписи, в предполагаемом Ереване правил некий «властитель», что, по мнению исследователей, означает наличие там крепости, во главе которой стоял местный правитель. В V в. была построена древнейшая из ереванских церквей — церковь апостолов Петра и Павла (Петрос-Погос; снесена в 1931). Поселение находилось в гаваре (уезде) Котайк Айраратской провинции Великой Армении, в 20 километрах от её политической и духовной столицы Вагаршапата (Эчмиадзина).

Средние века

Самое раннее упоминание города в армянских источниках — в «Книге писем» — относится к 607 году, когда некий Даниил из Еревана упоминается в числе армянских церковников, сохранивших верность решениям Халкидонского собора. Далее Ереван упоминается в связи с арабским завоеванием: в августе 650 г. он был осажден арабами, но безуспешно. Город попал под власть арабов в 658 году. В 660 году там произошло антиарабское восстание. С падением арабской власти и восстановлением армянской государственности, город входил в состав Анийского царства Багратидов; в XI веке он был завоеван сельджуками. В XIV веке население города составляло, по-видимому, 15-20 тысяч человек; однако разгром Тамерланом в 1387 г. нанес ему сильный удар. Во времена правления Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу Ереван был важным культурным центром[2], при том что до 1441 г. управление им оставалось в руках армян.

Ереван в османско-персидскую эпоху

В XVI—XVII веках Ереван (перс. ايروان), как и весь регион, служил ареной опустошительных ирано-турецких войн, оказавших серьезное влияние и на демографию региона. В то время, как армянское население истреблялось, депортировалось и уводилось в плен, в регион не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору. Так, по словам А.-К-а Бакиханова, «шах Исмаил (Сефеви) переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей».

В ходе борьбы между Османской империей и Персией, Ереван 14 раз переходил из рук в руки. В начале XVI век город захватил шах Исмаил Сефеви. В 1554 году двухсоттысячная турецкая армия захватила и разорила Ереван, при этом вырезав большое количество населения. В 1580 году город был взят войском турецкого визиря Лала Мустафа-паши, который разрушил Ереван и взял в плен 60 000 христиан и мусульман. Преемник на посту командующего, паша Фархат в 1582 году построил в городе новую крепость. Крепость имела почти квадратную в плане форму — длина 850 м, ширина 790 м, с трех сторон обнесена двойной стеной, и лишь с западной стороны — к обрывистому берегу р. Раздан стена была одиночная. Крепость была снабжена тремя воротами: Тебризские на юг, Майданные (по находившейся перед ними площади; также ворота Яйлы) на север и Мостовые — в сторону реки. Перед Майданными воротами находилось большое предместье — так называемый «старый город». Красный мост через реку, к которому выводили Мостовые ворота, был построен в 1679 г.; он прикрывался построенным на возвышении укреплением Кечигала. В 1604 г. крепость была взята шахом Аббасом I. Португальский автор той эпохи Антонио де Гувеа писал:

Шах приказал взять Эривань, которая полностью населена армянами, земля обрабатываемя и плодоносная …

Однако перед лицом турецкого контрнаступления, которому он не считал себя в силах противостоять, Аббас уже в конце того же 1604 года, по выражению армянского историка XVII века Аракела Даврижеци, «приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев, и магометан — в Персию чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей». Вывод населения Еревана был поручен Амиргуна-хану. «Персидские войска, посланные выселять народ, подняв, изгоняли его из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища». Персам, однако, удалось закрепить за собой Восточную Армению, и, по словам Гувеа:

…В течении недлительного времени город был восстановлен и снова заселен, но на этот раз магометанами, а не христианами армянами, которых царь выселил вглубь Персии…

В 1635 г. Ереван (осм. روان) вновь был захвачен турками, но спустя несколько месяцев после длительной осады отбит персами. По турецко-персидскому мирному соглашению в 1639 г. окончательно вошел в состав Персии. С крахом Сефевидской империи, Ереван был вновь взят турками (1723). Французский автор тех лет Д. Сагредо пишет:

…Другая группа турецкой армии, которая вошла в Персию со стороны Эривана, штурмом захватил это место, уничтожав тридцать тысяч армян …

Спустя 10 лет город был возвращен Надир-шахом.

В Персии Ереван был центром беглербегства, правитель которого носил титул сардара, с 1747 года — хана. Ереванское беглярбекство часто называлось не только по имени города, но и Чухур Са‘д (перс. چخور سعد, арм. Չուխուր Սադ) — «местность Са‘д», по имени курдского племени са‘адлу, многие представители которого правили и занимали административные посты в беглербекстве. В Эриванском ханстве и его столице мусульмане (персы, турко-монголы и курды) составляли 80 % населения, армяне — 20 % и жили в основном в Ереване и деревнях. Армяне господствовали в ремесле и торговле области и имели большое значение для персидской администрации[2]. Непосредственными руководителями армян Еревана был род Меликов Агамалянов. Мелики имели полную административную и судебную власть над местными армянами, за исключением права приговаривать к смертной казни (которым обладал только сардар). Город делился на три квартала (махала): два мусульманских и один армянский. Армянский квартал назывался Конд; он был расположен в северо-западной части города; в нем было расположено 4 старейших армянских церквей города (всего их было 10). Там же находился роскошный, окруженный садом дворец Меликов Агамалянов. Эвлия Челеби насчитал в городе 2060 «крытых глиной домов»; к моменту же русского завоевания (1827) город имел 1 700 зданий, 850 лавок, 89 мечетей, 7 церквей, 10 бань, 7 больших караван-сараев, 5 площадей (майданов), 2 базара, и 2 школы.

В результате войн, к 1804 году население Еревана сократилось до 6 тыс. жителей, но уже к 1827 году население города составляло уже более 20 тысяч.

Ереван под российской властью

Митинг в Эривни в связи с установлением Советской власти, 29 ноября 1920Во время первой русско-персидской войны, Ереванская крепость дважды безуспешно осаждалась русскими (в 1804 г. Цициановым и в 1808 г. Гудовичем). 5 октября 1827 года Ереван был взят войсками Паскевича (получившего за это титул графа Эриваньского); в следующем году по условиям Туркманчайского мира Эриваньское ханство вошло в состав Российской империи. Эривань стала столицей Армянской области (с 1849 г. — Эриваньской губернии).

Пятнадцатая статья Туркманчайского мирного договора разрешала в течение года армянам — подданным Персии — перейти за Аракс — новую границу Российской Империи. Жители селений, смежных Туркманчаю, марагинские, табризские армяне, из ханств Салмасского, Хойского, Урмийского двинулись в Закавказье. Только за 3,5 месяца более 8 тыс. армянских семей, большинство которых осело в Карабахе, Нахичеванской и Эриванской областях, перешли в пределы Закавказья. С другой стороны, часть мусульманского населения ушла в Персию.

В результате ухода части мусульманского населения в Персию и, наоборот, не столь значительного переселения из Персии армян, общее количество населения уменьшилось до 12 тысяч[2], при том что доля армян дошла до 40 %.

К началу XX века население города возросло до 29 033, из них мусульман (татар, курдов, персов) — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 %. В городе было 8 церквей (6 армянских и 2 православные) и 7 шиитских мечетей. Древнейшая из церквей, Петра и Павла, была построена в V веке; выделялась также колокольня церкви Катогик XII в.; церковь Зоравар (1691—1705) была знаменита тем, что там, по преданию был погребен апостол Анания.

Из эриваньских мечетей сохранилась Гусейнали хана (Голубая мечеть), недавно отреставрированная иранскими мастерами.

Несмотря на статус столицы губернии, Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. Дворец сердаров и крепость лежали в развалинах; из производства, были только коньячный и кирпичный заводы и несколько мелких фабрик. В 1902 году через Эривань прошла первая железнодорожная линия, соединившая ее с Александрополем (Гюмри) и Тифлисом, в 1908 году вторая линия соединила его с Джульфой и Персией, что способствовало ее экономическому развитию. В 1912 оборот промышленности составлял 847,7 тыс. руб., из них 600,9 тыс. руб. приходилось на виноделие. В городе были гимназия, женская прогимназия и учительская семинария.

Развалины крепости, в 1853 году разрушенной землетрясением, в 1865 г. были куплены купцом Нерсесом Таирянцам, который в 1877 открыл на них винный, затем коньячный завод, в 1898 перешедший к Николаю Шустову (ныне Ереванский коньячный завод).

Уже после начала Первой мировой войны, была пущена первая трамвайная линия.

Ереван — столица Армении

В мае 1918 г. Эривань становится столицей Республики Армения. В начале декабря 1920 года Эривань была занята Красной Армией; 18 февраля 1921 г. в результате общенационального восстания Советская власть была свергнута, однако 2 апреля РККА вновь вступила в Ереван, в котором на 70 лет установилась Советская власть.

При Советской власти начинается масштабная реконструкция Еревана, проводимая с 1924 г. по проекту Александра Таманяна, разработавшего особый национальный стиль с использованием элементов традиционной церковной архитектуры и туфа как строительного материала. В ходе этой реконструкции, город полностью изменил свой вид; почти все ранее построенные здания были уничтожены (в их числе — крепость, чей камень пошел на облицовку набережной, дворец сердара, почти все церкви и мечети). Были проложены новые улицы, Ереван был электрифицирован, проведены водопровод и канализация. Лесопосадки на окрестных холмах покончили с пыльными бурями, бывшими бичом старой Эривани.

Архитектурным центром ансамбля нового Еревана явилась площадь Ленина (ныне — Республики). На площади, расположены два Дома правительства (1926-41, А. И. и Г. А. Таманяны и 1955, С. А. Сафарян, В. А. Аревшатян, Р. С. Исраэлян); исторический музей Армении, гостиница «Армения», здание министерства связи и Совета профсоюзов (все три М. В. Григорян, Э. А. Сарапян, 1956—1958). Среди крупных общественных зданий, определяющих облик Еревана: Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1926-39, арх. А. И. Таманян; завершен в 1953), центральный крытый рынок (1952, арх. Г. Г. Агабабян, инженер А. А. Аракслян), комплекс коньячного завода (1952, арх. О. С. Маркарян), хранилище древних рукописей Матенадаран (1959, арх. М. В. Григорян), Театр им. Г. Сундукяна (1965, архитекторы Р. Б. Алавердян, Р. А. Бадалян), Музей истории г. Еревана (1968, архитекторы Ш. Р. Азатян, Б. А. Арзуманян, скульптор А. А. Арутюнян), памятники Давиду Сасунскому (1959, скульптор Е. С. Кочар) и жертвам геноцида армян 1915 (1967, архитекторы А. А. Тарханян, С. Г. Калашян). В 1968 г. был открыт Музей «Эребуни», посвященный истории Эребуни и Тейшебаини.

С начала 1988 год в Ереване на площади у Оперного театра начинаются массовые митинги карабахского движения, переросшего в движение за независимость Армении. В конце того же года из города вынужденно эмигровало мусульманское, в основном состоящее из азербайджанцев, население, еще до того в городе появились армянские беженцы из Азербайджана.

 

 

Большой Каскад

Подобного уникального сооружения нет больше нигде на постсоветском пространстве. С первого взгляда трудно определить его жанровую принадлежность: это не памятник и не здание. Скажем просто, Каскад – это своеобразное украшение города в виде оригинальной архитектурной композиции. Напоминающий огромную многоярусную Вавилонскую пирамиду Большой Каскад – это система огромных лестниц, красиво соединяющих лежащий в низине центр города и жилой массив, расположенный высоко в горах. Все вместе это смахивает на эффектную модернистскую скульптуру гигантских размеров. Огромные лестничные проемы с фонтанами поднимаются вверх по склону, увенчанному обелиском Возрожденной Армении.

Строительство Каскада было начато в 70-е годы, но так и не завершилось. Каскад недостроен. По плану верхушка лестниц должна упираться в смотровую площадку Парка Победы. Но до нее не хватает буквально 20 метров… Закончить грандиозное строительство помешала Карабахская война, потом блокада города и пр.

Каскад расположен в самом начале улицы имени архитектора Таманяна. У подножия Каскада стоит памятник Таманяну, склонившемуся над своим генеральным планом. А недалеко от памятника стоит забавная скульптура «Черный кот» известнейшего южноамериканского художника и скульптора Фернандо Ботеро.

Государственный музей истории Армении

Государственный музей истории Армении основан в 1921 г. и входит в состав Музейного комплекса на Площади Республики, занимая два первых этажа. В фондах музея собрано около 400000 экспонатов. Постоянная экспозиция охватывает всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до наших дней.

В музее представлены предметы материальной культуры, обнаруженные в ходе раскопок памятников различных эпох - предметы культуры армянского народа от палеолита до конца XIX века. Это - орудия первобытного человека, оружие и утварь времен Урарту и других армянских государств, скульптуры, украшения, а также ремесленная продукция различных исторических областей Армении. Музей имеет богатую библиотеку (порядка 50000 томов), многие из которых представляют собой уникальные издания: среди них - первая печатная книга «Урбатагирк» («Пятничная книга»), изданная в 1512 г. в Венеции.

Государственная картинная галерея Армении

Государственная картинная галерея страны входит в большой Музейный комплекс на Площади Республики. Это – один из крупнейших музеев на территории СНГ, а по собранию армянского изобразительного искусства – крупнейший в мире. В фондах Картинной галереи Армении хранится более 20 тысяч произведений искусства. Галерея включает четыре отдела: западноевропейской живописи, русского искусства, армянского изобразительного искусства и отдел графики. Фонд западноевропейского отдела располагает более 350 полотнами и рисунками. Здесь также хранятся полотна таких известных западно-европейских мастеров как Шагал, Рубенс, Курбе, Кандинский; знаменитых русских художников – Репина, Брюллова, Сурикова, Петрова - Водкина, а также западно-армянских живописцев – Гарзу, Фетваджяна, Оракяна и многих других. В музее представлена самая полная коллекция картин Айвазовского. В основном, это экспонаты, находившиеся в национализированных коллекциях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, дары армянских коллекционеров.

Площадь Республики

Площадь Республики – центральная площадь города, созданная по проекту архитектора А. Таманяна в 1926 г. и до 1991 года носившая имя Ленина. Площадь знаменита своей монументальной архитектурой в глубоко национальном стиле. Форма площади представляет собой сочетание двух геометрических фигур: овала и трапеции. В архитектурный ансамбль площади входят пять зданий. С восточной и западной сторон симметрично расположены Дом правительства Армении и Дом министерств. На стене Дома Правительства, смотрящей на площадь, находятся городские куранты. Здание имеет национальный колорит. Колонны и арки на фасадах зданий богато украшены тонкой резьбой, в которой использованы мотивы древнеармянского орнамента. Завершают композицию здания гостиницы «Mariott Armenia», Дом связи и здание Музейного комплекса, перед которым находятся фонтаны, озаряемые ночью разноцветными световыми эффектами. Овальная часть площади имеет красивую мозаичную роспись.

К площади примыкает небольшой бульвар, где в 1968 году были установлены 2750 небольших фонтанчиков, символизирующих возраст города Еревана.

Матенадаран им. Месропа Маштоца

«Матенадаран» на древнеармянском означает «книгохранилище». Так и есть Матенадаран – гордость армянской культуры, крупнейшее в мире хранилище древних рукописей - возвышается над проспектом Месропа Маштоца в центре Еревана. Он создан на базе национализированной в 1920 коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Хронологическая последовательность размещения экспонатов представляет национальную письменную культуру, начиная с эпохи возникновения письменности вплоть до XIX столетия;

Открытый 1 марта 1959 г., Матенадаран – целый научно-исследовательский институт Древней рукописи, фонды которого насчитывают более 17 тысяч древних рукописей и более 100 тысяч старинных архивных документов. Наряду с 13 тысячами армянских рукописей здесь хранится более 2000 рукописей на русском, иврите, латыни, арабском, сирийском, греческом, японском, персидском и других языках. Коллекция Матенадарана является ценной научно-исторической базой для изучения истории и культуры Армении, а также соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. В Институте хранятся рукописи V-XVIII веков, а также уникальная коллекция первопечатных и старопечатных армянских книг XVI-XVIII веков, сочинения древних и средневековых армянских историков, писателей, философов, математиков, географов, врачей, переводы трудов древнегреческих, сирийских, арабских и латинских учёных, в том числе ряд сочинений, не сохранившихся на языке оригинала. В музее Института экспонируются многочисленные образцы древнеармянской письменности и миниатюры.

Матенадаран имеет особое значение и как художественный музей, где представлена уникальная коллекция книжной живописи и тех видов декоративно-прикладного творчества, которые связаны с искусством рукописной книги: образцов тканей, тиснения по коже, металлопластики и ювелирных изделий.

Само здание выполнено в духе традиций национального зодчества XII-XIII вв. Перед зданием сооружен памятник Месропу Маштоцу - создателю армянской письменности, а также других выдающихся мыслителей древней Армении, таких как Мовсес Хоренаци, Анания Ширакаци, Мхитар Гош, Торос Рослин, Фрик, Григор Татеваци.

Дом-музей Арама Хачатуряна

Величайший композитор современности, Арам Хачатурян, особенно почитаем у себя на родине, как гений, по-новому представивший миру древнюю армянскую народную музыку. Бессмертным монументом всего творчества композитора, венцом его славы являются известные во всем мире балеты «Гаянэ» и «Спартак», музыка к драме Лермонтова «Маскарад» и многие другие произведения.

Немеркнущую славу великого композитора хранит специальный музей Арама Хачатуряна в Ереване. Мемориальная часть музея включает в себя тщательно воссозданную обстановку дома и рабочего кабинета композитора. В 10 залах второго этажа вниманию посетителей представлены экспозиции подлинных предметов, показывающих многообразие деятельности Хачатуряна - композитора, дирижера, педагога, музыковеда. При музее создана библиотека, фонд музыкальной литературы, рукописей и документов, а также камерный концертный зал на 200 слушателей, где проводятся творческие вечера, концерты.

Крепость Эребуни

История древнего Еревана начинается с холма Арин-Берд в юго-восточной части Еревана, где археологи восстановили руины древней крепости Эребуни, давшей когда-то жизнь городу. Еще до первой половины ХХ века никто не знал о местонахождении Эребуни. Только в 1950-м году, во время разведывательных работ Арин-Берд было обнаружено, что на этой территории около 100 гектаров древнейших городских построек покрыты толстым слоем наносного грунта. Почти в центре этого города возвышается мощная цитадель. Также в середине XX века была найдена клинописная надпись Аргишти I, которая, как выяснилось после расшифровки, являлась документом о строительстве города-крепости Эребуни в 782 году до н.э..

Историки выяснили, что цитадель древнего Урарту - Эребуни являлась первым крупным военно-стратегическим центром страны на Араратской равнине. Крепость была окружена мощными стенами в три ряда и являлась архитектурным комплексом с дворцовыми, религиозными и хозяйственными постройками. Северо-западная сторона, обращенная к Араратской долине, была занята дворцом царя и храмом. Юго-восточная и юго-западная части цитадели были отданы хозяйственным постройкам. В центре располагалась площадь. Во дворце имелись два двора, вокруг которых размещались большие залы парадных помещений, жилые покои царя и помещения для слуг. Первый из дворов был парадный, застроенный колоннадой с галереей, к нему примыкал дворцовый храм Суси с жертвенником. Большинство построек цитадели были сооружены из сырцового кирпича. Местами сохранившаяся высота стен позволяет предположить, что в ту далекую эпоху они достигали 12 метров. Стены, как снаружи, так и изнутри, были оштукатурены. Фасады были окрашены в синий цвет. Остатки многокрасочных росписей позволяют предположить, что урарты богато расписывали стены многофигурными композициями и растительным орнаментом. Наряду с дворцом, важное место в цитадели занимал храм бога Халди – главного в триаде Богов урартского пантеона: Халди, Тейшеба, Шивини.

О богатой внутренней отделке дворца и храмов свидетельствуют прекрасные и роскошные фрески на культовые и светские темы: охота, сельскохозяйственные работы. Стены храмов были отделаны росписью со сценами жертвоприношения и шествием богов. Фрески являются ценными образцами искусства древнего государства Урарту.

Цицернакаберд

Так называется памятник жертвам геноцида армян 1915 года. Он воздвигнут в 1967 году на вершине холма на плато Цицернакаберд к востоку от центра города. Монументальная композиция, увековечивающая память невинных жертв жесточайшего геноцида армян, представляет собой мавзолей из 12 расположенных по кругу пилонов. Внутри мавзолея горит вечный огонь, и звучат траурные мелодии. Мавзолей украшает высокий (40 м) остроконечный обелиск, рассеченный на две неравные части (символизирующие разделение Восточной и Западной Армении) - символ возрождения армянского народа, видный из любой точки города. К мавзолею ведет длинная траурная аллея, засаженная елочками, которые в разное время посадили видные политические и культурные деятели, наносившие официальные визиты стране. Вдоль аллеи находится мемориальная стена.

Каждый год, 24 апреля, тысячи армян из Армении, диаспоры, а также иностранные гости собираются в этом парке отдать дань почтения жертвам, павшим во время геноцида.
 

Текст подготовлен с использованием материалов armenia.russian-club.net

Маршрутки

Основной общественный транспорт в Ереване и пригородах это маршрутки. Поездка по городу стоит 100 драм (0.18$), более дальние поездки (на Атис или в Гарни) - 300 драм. Запомнить все направления на первых порах достаточно сложно, но всегда можно спросить на остановке какой номер вам нужен.

Маршрутки могут остановиться в любом месте - достаточно поднять руку на дороге или попросить остановить. (Трафик в Ереване, это отдельная песня и об этом в конце.)

Как и везде, водители часто берут больше пассажиров, чем есть мест в маршрутки, особенно в часы пик. Но, что удивительно, если вам не досталось места, то в проходе вам стоять не придется - кто-нибудь обязательно подвинется так что бы можно было хотя бы прислониться.

В Армении в маршрутах расплачиваются при выходе!

Такси

Такси и базар - это, пожалуй, единственные места в Армении, где ваше русское лицо может сыграть не в вашу пользу. Если вы сами спросите водителя о цене, то, скорее всего, ее смело можно делить пополам. Дешевле частников - такси по вызову, телефоны расклеены по всему городу.

В среднем, поездка в центре стоит от 500-1000 драм (0.9-1.8$) до 1500 драм (2.7$) максимум, если вы выезжаете из центра города.

Авиатранспорт

Как и обменных пунктов, авиакасс, а точнее просто мест, где продают билеты очень много. Вполне возможно что у вас не возникнет проблем с купленным там билетом, но интуиция подсказывает что офисы непосредственно от авиалиний или хотя бы более-менее крупные фирмы по продаже билета выглядят надежнее. Я бы предпочел обращаться к крупным продавцам вроде Armen Tour. Они продают авиабилеты всех российских и зарубежных авиакомпаний, которые летают в Армению. Кроме того, есть центральные офисы у Аэрофлота и Сибири (cовсем рядом друг с другом).

 

Armen Tour
Проспкт Маштоца 24
тел. (3741) 53-32-31, 41-66-95
armentour@arminco.com
www.armentour.am

Аэрофлот
ул. Амиряна, 12
тел. (3741) 52-24-35
evnsu@cornet.am

Cибирь
ул. Амиряна, 3
Тел. (3741) 56-48-05, 56-48-06, 56-48-17
sale@u8.am

Внимание!
Аэропортовский сбор аэропрта Звартноц не включается в стоимость билета, поэтому улетая из Армении, приготовьте 10'000 драм ($18) "за воздух". Этот квиточек нужно купить в окошке возле обменного пункта и отдать его при проходе не регистрацию. Желательно поменять эту сумму еще в Ереване, потому что курс в обменном пункте аэропорта Звартноц довольно высокий по сравнение с городским (в аэропорту 10'000 драм будут стоить примерно 25$).

Городской транспорт

Ереванский трафик, как спагетти с чили - к нему нужно привыкнуть, пробуя осторожно и по чуть-чуть. Во многих местах нет разметки, но даже там где она есть, далеко не все ее соблюдают. Половина пешеходных светофоров не работает. Когда переходишь дорогу, то нужно смотреть не на светофор для пешехода, а на наличие или отсутствие машин, поэтому - сторожно на дорогах!

Текст подготовлен с использованием материалов paraplan.ru

Аквапарк

"Водный парк" - летний водный парк, расположенный на 2 акрах земли, спроектирован знаменитой испанской фирмой Action Park Company и предназначен не только для детей, но и для взрослых. Парк вмещает несколько бассейнов, а также разветвленную сеть разнообразных кафе, ресторанов и развлекательных аттракционов. Объем использованной воды для водных аттракционов достигает 3 миллионов литров, что позволяет принимать до 3 тысяч посетителей одновременно.

"No Problem"

Это популярный боулинг-клуб, в котором расположены несколько комплексов. Здесь можно интересно и весело провести вечера и даже целые дни. К услугам посетителей центр предлагает рестораны, бары, бильярдную, сауну, игральные автоматы, карты. Атмосфера прекрасно оформленных залов и помещений располагает к приподнятому настроению и неожиданным сюрпризам.

Текст подготовлен с использованием материалов armenica.info

Видео

Солнечная Армения

Армения

Армения

Армения

Монастыри Армении

Ереван

Лучшие отели:

  1. HOTEL QUINTA DAS PRATAS***