Демократическая Республика Конго

Киншасса

французский

51263800

342002

Конголезский франк Киншасса

+ 243

metric

220 V

+1

Лучшие предложения

Регионы:

Демократическая Республика Конго занимает 342 тыс. кв. км., вытянувшись с севера на юг по обе стороны экватора вдоль правого берега реки Конго (в ее среднем течении). На крайнем юго-западе Конго имеет выход к Атлантическому океану, хотя протяженность побережья относительно невелика. Обширные области страны заняты болотами и влажными экваториальными лесами, пересеченными многочисленными реками. Узкая песчаная прибрежная равнина изрезана лагунами, позади которых вовышаются горы Майомбе. Граничит с Габоном и Камеруном - на западе, с ЦАР - на севере, Республикой Конго (Заир) - на востоке, с Анголой (анклав Кабинда) - на юге.

Визовый режим

Виза для посещения Республики Конго требуются всем, кроме подданных Габона.

Минимальный срок оформления визы - 15 дней.

Документы, необходимые для получения визы: загранпаспорт сроком действия дольше 3 месяцев, 3 анкеты на французском языке и 3 фотографии. К запросу прилагается приглашение и сертификат о прививке против желтой лихорадки.

Срок действия визы на въезд - 30 дней.

Консульский сбор - $50.

Транзит
Безвизовый транзит не разрешается.

Дети
Дети до 16 лет вписываются в визу родителей (матери).

Правила пребывания

Для передвижения по стране за пределами 15-километровой зоны вокруг Браззавиля сотрудники посольства за две недели до поездки уведомляют МИД страны. В остальных случаях для российских граждан ограничений на передвижение по стране нет.

Риск малярии существует весь год по всей территории страны, также серьезен риск заболевания холерой. Вся вода должна расцениваться как потенциально загрязненная, любые продукты cледует тщательно мыть.

Таможенные правила

Ввоз национальной и иностранной валюты не ограничен, при этом декларация иностранной валюты обязательна. Разрешен вывоз ввезенной иностранной валюты; национальной - не более 25 тыс. франков КФА (около $50).

При пересечении границы необходимо предъявить паспорт (имеющий силу в течение, по крайней мере, 3 месяцев) с въездной визой и заполненный клером вкладыш, в котором указываются ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, профессия, адрес постоянного места жительства, адрес в стране прибытия, номер паспорта, кем выдан, длительность пребывания, цель поездки, пункт вылета и номер рейса. Необходимо предъявить сертификат с отметкой о прививке против желтой лихорадки. При ввозе домашних животных необходимо иметь ветеринарное свидетельство с отметкой о прививке против бешенства.

Разрешен беспошлинный ввоз сигарет - до 200 шт или сигар - до 50 шт, спиртных напитков - до 1 л, парфюмерии и одежды - в пределах личных потребностей, портативных телевизоров, магнитофонов и радиоприемников - по 1 предмету каждого наименования. Запрещен ввоз печатной продукции и видеозаписей порнографического содержания. Запрещен вывоз редких видов животных, попугаев, а также изделий из кожи, кости и перьев этих птиц и животных.

Посольство Республики Конго в Российской Федерации

Адрес: 117049, г. Москва, Донская ул., 18/7
Телефон: (495) 236-3368
Факс: (495) 236-4116

Деньги

Западно-африканский франк КФА (международное обозначение - XOF; 100 франков КФА равны 1 французскому франку), равный 100 сантимам. В обращении находятся купюры достоинсивом 10000, 5000, 2500, 1000 и 500 франков, а также монеты в 250, 100, 50, 25, 10, 5 и 1 франков.

Банки и обмен валюты

Время работы банков: с 06.20 до 13.00 с понедельника по пятницу.

Конго - часть французской денежно-кредитной системы, поэтому имеет хождение только валюта, выпущенная Banque des Etats l'Afrique Centrale (Банком Центральноафриканских Государств), а франк КФА жестко привязан к "евро".

Ограниченно используются кредитные и дебетовые карты систем МастерКард и Динерс Клаб. Чтобы избегать дополнительных затрат при обмене, рекомендуется использовать туристические чеки во французских франках или фунтах стерлингов (принимаются крупными банками в столице и в Пуэнт-Нуаре).
 

Связь

Интернет

GPRS-роуминга у российских операторов нет. Многие отели предоставляют доступ в Интернет своим постояльцам.

Сотовая связь

Стандарт связи GSM 900. Роуминг доступен абонентам "Билайн" и "Мегафон". Абонентам "МТС" предлагается пользование спутниковой связью Thuraya. Местные операторы пока не могут обеспечить уверенный прием на всей территории.

География

Климат

Жаркий и влажный, на севере - экваториальный, на юге - субэкваториальный. Среднемесячные температуры в районе столицы страны в апреле составляют около +26 C, в июле - около +22 C, но дневные температуры во все месяцы часто превышают +30 C, а ночные - опускаются до +17 C. Почти везде, кроме узкой полосы севернее экватора, год делится на сухой (май-сентябрь) и влажный сезоны (в части районов - на два сухих и два влажных). Наиболее обильные дожди идут в марте-апреле и в октябре-декабре. На январь-февраль приходится так называемый "малый сухой сезон", когда дожди идут реже. Впрочем, влажность воздуха остается очень высокой во все месяцы. Обычное количество осадков - 1400-2000 мм. в год, и лишь на побережье их выпадает несколько меньше. Лучшие месяцы для посещения страны - с января по март и с июня по сентябрь.

Население

Около 2,78 млн. человек. Почти все население Конго относится к народам языковой группы нигер-конго (баконго - 45%, батеке - 20%, банги, санга, кота, мбоши и др.). В глубине экваториальных лесов сохранились поселения самого низкорослого народа на земле - пигмеев. Большинство населения живет на юге страны.

Политика

Республиканская форма правления. Независимость получена 15 августа 1960 г. Глава государства и правительства - президент, избираемый сроком на 5 лет. Правительство - Совет Министров. Законодательная власть принадлежит парламенту ("Национальное собрание").

История

До установления колониального правления на юге, западе и востоке современной ДРК существовал ряд государственных образований, некоторые из них были довольно крупными по территории и численности населения. За исключением северных и северо-восточных окраин все население страны говорило на языках банту. Наибольший след в истории оставили королевства Конго, Куба, Луба и Лунда.

В 1484, когда португальские мореплаватели достигли устья р.Конго, были установлены первые контакты между европейцами и местным населением. Из-за порогов португальцы не смогли подняться вверх по реке более чем на 160 км. По-настоящему Европа узнала о Конго благодаря географическим исследованиям Генри Стэнли и других европейских путешественников конца 19 в. Попытка Г.Стэнли заинтересовать результатами своих открытий власти Великобритании закончилась неудачей, и тогда он обратился к королю Бельгии Леопольду II, в лице которого нашел заинтересованного союзника. Бельгийский монарх провел тонкую дипломатическую игру и сумел добиться от участников Берлинской конференции европейских держав 1885 согласия на передачу в его личное владение «Независимого государства Конго», территория которого была в 80 раз больше территории Бельгии. Правление Леопольда II было отмечено жестокостью по отношению к местному населению, и на волне массовых протестов появилось первое правозащитное движение – организация «За реформы в Конго». В 1908 бельгийский король подписал декрет о преобразовании «Независимого государства Конго» в колонию Бельгии, названную Бельгийским Конго.

В последующие 40 лет Конго управлял своеобразный триумвират из колониальной администрации, католической церкви и горнодобывающих и сельскохозяйственных компаний. До середины 1950-х годов Бельгии удавалось изолировать Конго от остальной Африки, однако начиная со второй половины 1950-х годов конголезцы стали получать все больше информации об освободительных движениях в соседних странах. Несмотря на преследования колониальных властей, в Конго одна за другой стали создаваться политические партии и организации. Бельгийцы допустили создание выборных муниципальных советов в нескольких городах, однако политические партии были разрешены только после массовых беспорядков в январе 1959 в Леопольдвиле (совр. Киншаса).

Январские события подорвали доверие к бельгийцам, и колониальная администрация стала сдавать одну позицию за другой. Однако уступки оказались запоздалыми, и наладить отношения с конголезскими политическими организациями удалось только после обещания официального Брюсселя предоставить Конго полную независимость 30 июня 1960.

Наиболее влиятельной партией стало Национальное движение Конго (НДК), которое было создано в октябре 1958 молодыми образованными конголезцами, представлявшими различные этнические группы и районы. Возглавляемое Патрисом Лумумбой НДК стремилось стать организацией общенационального масштаба. Хотя наибольшую поддержку НДК оказывало население Восточной провинции и районов, где был распространен язык конго, до провозглашения независимости ему удалось распространить свое влияние на ряд других районов. Динамичная и радикальная партия Лумумбы особенно импонировала конголезской молодежи. В 1959 партия оказалась ослабленной, когда из нее вышли некоторые наиболее образованные партийные лидеры, в частности Сирил Адула и Жозеф Илео, в будущем премьер-министры страны. Еще одним следствием раскола стало создание Альбером Калонжи, лидером Касаи, соперничающей с НДК одноименной партии Национальное движение Конго – Калонжи (НДК – К). В отличие от партии Национальное движение Конго – Лумумба (НДК – Л), пользовавшейся поддержкой разных этнических групп, НДК – К опиралась на балуба, живущих в провинции Касаи.

Общенациональной поддержкой пользовалась и другая политическая организация, Партия национального прогресса (ПНП), коалиция консервативно настроенных политиков и вождей, которая была создана при поддержке бельгийцев. Эта партия отличалась умеренностью и пробельгийской настроенностью, ее лидером стал Поль Болья. Остроумные конголезцы расшифровали французскую аббревиатуру названия партии (PNP) следующим образом: «parti des nйgres payйs», т.е. «партия подкупленных негров». Другие влиятельные политические партии являлись выразителями местных или этнических интересов. Союз народа баконго (АБАКО) был создан в 1950 как культурно-просветительская организация баконго. В 1956–1959 он трансформировался в политическую партию во главе с Жозефом Касавубу. Располагая солидной поддержкой в провинции Нижнее Конго и Леопольдвиле, АБАКО вел политическую работу главным образом среди баконго и неоднократно выступал за создание независимого государства народа баконго в границах средневекового государственного образования Конго. Тем не менее лидеры партии согласились войти в состав первого правительства независимой Республики Конго. Созданная в 1958 Партия африканской солидарности (ПАС) объединила в своих рядах различные этнические группы населения районов Квилу и Кванго провинции Леопольдвиль и вела активную работу среди рабочих Леопольдвиля, выходцев из этих районов. Руководители ПАС Антуан Гизенга и Клеофас Камитату сумели создать партию, которая отличалась радикализмом и хорошей организацией. С целью отстаивания интересов Катанги при поддержке европейских переселенцев в 1958 была создана Конфедерация ассоциаций Катанги (КОНАКАТ). Первоначально эта партия объединяла в своих рядах представителей всех основных этнических групп Катанги, однако в ноябре 1959 из ее состава вышли балуба северных районов, которые затем сформировали собственную политическую организацию на этнической основе – Ассоциацию балуба Катанги (БАЛУБАКАТ). КОНАКАТ не была массовой партией, ее сторонников объединяли общие интересы африканской элиты Катанги и проживавших там европейцев. Руководили КОНАКАТ Моиз Чомбе и Годфруа Мунонго.

На проведенных в мае 1960 парламентских выборах партия Лумумбы завоевала 33 из 137 депутатских мандатов в палате представителей, еще 8 мест достались ее союзникам. В состав фракции НДК – Л вошли представители пяти провинций страны. ПНП в парламенте представляли 14 депутатов из трех провинций. 13 мест завоевали кандидаты от ПАС и 12 – от АБАКО, все в избирательных округах Леопольдвиля. НДК – К получила 8 депутатских мандатов от провинции Касаи. Кандидаты КОНАКАТ и БАЛУБАКАТ завоевали по 8 мест от провинции Катанга. Остальные места в палате представителей поделили мелкие партии и независимые кандидаты.

В ситуации, когда ни одна из партий или коалиций не обеспечила себе большинства, единственным логичным шагом было формирование правительства во главе с представителями НДК – Л и его союзников. Было сформировано коалиционное правительство, П.Лумумба стал премьер-министром. Временная конституция, в значительной степени списанная с конституции Бельгии, предусматривала разделение исполнительной власти между президентом и премьер-министром: первому отводились в основном церемониальные функции. Президент и премьер-министр избирались парламентом. В соответствии с достигнутым компромиссом, пост главы государства занял лидер партии АБАКО Ж.Касавубу. В каждой из шести провинций избранные законодательные органы выбирали президентов провинций и членов провинциальных правительств. Последние в большинстве случаев, подобно центральному правительству, представляли собой весьма непрочные коалиции.

Уже через пять дней после провозглашения независимости страна погрузилась в хаос, когда расквартированные в провинции Нижнее Конго солдаты-конголезцы подняли мятеж против бельгийских офицеров. Беспорядки перекинулись на другие провинции, и в сложившейся ситуации бульшая часть бельгийских чиновников выехала из страны. 10 июля 1960 Бельгия ввела свои войска в Конго. На следующий день Моиз Чомбе, при поддержке белых поселенцев, объявил провинцию Катанга независимым государством. Месяц спустя Альбер Калонжи провозгласил независимость «Горнорудного государства Южное Касаи». Столкнувшись с угрозой распада страны, Ж.Касавубу и П.Лумумба обвинили Бельгию в агрессии против независимого государства и обратились с просьбой о помощи к Совету безопасности ООН. ООН откликнулась на эту просьбу, направив в Конго миротворческие силы под своим флагом, состоявшие в основном из воинских контингентов африканских и азиатских стран. Их задачей было восстановление порядка и создания условий для вывода бельгийских войск.

На первом этапе операция ООН проходила успешно, но затем между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Конголезская сторона настаивала на силовом подавлении сепаратизма, а генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд утверждал, что ООН не имеет права прибегать к военной силе. Понимая, что проблема Катанги должна быть решена любой ценой, Патрис Лумумба обратился с просьбой о предоставлении военной помощи к СССР. Запад использовал это обстоятельство для того, чтобы обвинить Лумумбу в прокоммунистических симпатиях, что привело к падению его престижа как внутри страны, так и за ее пределами.

5 сентября 1960, действуя при поддержке стран Запада, президент Ж.Касавубу отстранил от власти П.Лумумбу и назначил нового премьер-министра, который не получил поддержки большинства парламентариев. Это еще больше обострило ситуацию, и неделю спустя начальник штаба конголезской армии полковник Жозеф Мобуту заявил, что «нейтрализует» всех политиков и берет власть в свои руки. Когда появились признаки того, что режим Мобуту укрепил свои позиции, сторонники П.Лумумбы приняли решение переехать из Леопольдвиля в административный центр Восточной провинции Стэнливиль (совр. Кисангани) и сформировать там другое центральное правительство. Когда в ноябре 1960 сам П.Лумумба тайно покинул Леопольдвиль и направился в Стэнливиль, его выследили и схватили солдаты Мобуту.

К началу 1961 в Конго были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в Стэнливиле во главе с Мобуту, второе в Кисангани во главе с Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с Чомбе в Катанге, второе – с Калонжи в Южном Касаи. Сложившаяся в Конго ситуация вызывала беспокойство у западных держав и ООН. Как в самом Конго, так и за его пределами укреплялось мнение, что Лумумба является единственным конголезским политиком, который способен сохранить территориальную целостность страны. Возможность возвращения Лумумбы к власти пугала Вашингтон, его западных союзников, поэтому ЦРУ продолжало поддерживать правительство в Леопольдвиле. По приказу Мобуту арестованный Лумумба был передан правителю Катанги Чомбе, который 17 января 1961 распорядился ликвидировать бывшего лидера страны. В феврале 1961 Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, которая требовала восстановления в Конго власти центрального правительства и демократического режима, а также прекращения иностранной помощи Катанге.

При поддержке ООН и западных держав в августе 1961 был достигнут компромисс, в соответствии с которым власти в Леопольдвиле и Стэнливиле должны были сформировать одно правительство во главе с премьер-министром Сирилом Адулой. Руководители Катанги решительно отказывались от участия в его создании. В сентябре и декабре 1961 произошли вооруженные столкновения между силами ООН и катангской армией. Длительные переговоры между С.Адулой и М.Чомбе не принесли результатов, и только военная операция сил ООН против армии Чомбе в январе 1963 положила конец планам отделения Катанги.

Между тем правительственная коалиция, созданная из представителей Леопольдвиля и Стэнливиля, распалась, А.Гизенга был арестован. Эти события вызвали массовые выступления протеста. Для сохранения своего непопулярного внутри страны, но пользовавшегося поддержкой извне режима премьер-министр С.Адула был вынужден прибегнуть к жестким мерам, включая роспуск парламента. 3 августа 1963 сторонники Лумумбы сформировали в Леопольдвиле Национальный совет освобождения (НСО), который по соображениям безопасности вскоре перебрался в Браззавиль, столицу соседней Республики Конго. В середине 1963 в провинции Квилу под руководством соратника Лумумбы Пьера Мулеле стали формироваться партизанские отряды. В январе 1964 они совершили вооруженные нападения на правительственные учреждения, здания христианских миссий и компаний. В апреле 1964 вооруженные действия начались вблизи восточной границы. Действовавшая на северо-востоке повстанческая Народная армия освобождения (НАО) в июле-августе разбила правительственные войска и установила полный контроль над этим районом. 5 сентября 1964, спустя месяц после захвата Стэнливиля НАО, Кристоф Гбение объявил о создании там революционного правительства. Унизительные поражения конголезской армии от плохо вооруженных партизанских отрядов предопределили судьбу правительства С.Адулы. В июле 1964 было сформировано новое правительство, главой которого стал Моиз Чомбе. Для укрепления конголезской армии он призвал несколько сотен белых наемников и получил военную помощь от Бельгии и США. В августе при попытке захватить город Букаву партизаны потерпели первое серьезное поражение. К началу сентября возглавляемые наемниками колонны конголезской армии стали теснить повстанцев.

24 ноября 1964 с самолетов ВВС США на Стэнливиль был сброшен бельгийский десант. Его задачей было освобождение заложников из США и Бельгии и поддержка отряда правительственных войск под командованием наемников, которые должны были освободить город от мятежников. В ходе операции погибли более тысячи гражданских конголезцев и многие заложники. В течение нескольких последующих недель партизанские отряды на востоке страны были разгромлены. Отдельные группы партизан продолжали сопротивление в течение многих месяцев, а в некоторых районах – на протяжении еще нескольких лет.

Волна возмущения, которая прокатилась по миру в связи с бельгийско-американской вооруженной акцией в районе Стэнливиля, привела к увеличению военной помощи партизанам. На протяжении 1965 значительные поставки оружия через территорию Танзании осуществлял Китай. Кубинский революционер Эрнесто Че Гевара в течение нескольких месяцев занимался боевой подготовкой армии Лорана-Дезире Кабилы в горном районе вблизи оз. Танганьика. Но помощь пришла слишком поздно и уже не могла оказать влияние на исход противоборства между правительством в Леопольдвиле и сторонниками Лумумбы.

Когда победа над повстанцами уже не вызывала сомнений, Чомбе создал общенациональный политический блок Конголезское национальное соглашения (КНС) и провел в мае 1965 парламентские выборы. Несмотря на сложную обстановку, парламентские выборы были хорошо организованы, и их результаты почти никто не оспаривал. В новом парламенте образовались два враждующих блока. Итогом острой борьбы между президентом Ж.Касавубу и премьер-министром М.Чомбе стало решение Касавубу назначить на пост премьер-министра Эвариста Кимбу. Два раза кандидатура Кимбы выставлялась на утверждение депутатов парламента, и оба раза он не набирал необходимого количества голосов.

Этой ситуацией воспользовался главнокомандующий конголезской армией генерал Мобуту, который 24 ноября 1965 захватил власть в стране. Мобуту упразднил парламентскую республику и преобразовал Конго в унитарное государство. Большинство конголезцев поддержало эти реформы. В 1967 была принята новая конституция, в соответствии с которой в стране было установлено президентское правление. В 1974 в текст конституции были внесены поправки, а в 1978 она была заменена новой конституцией, которая предусматривала значительное расширение президентских полномочий. Созданная в 1967 правящая политическая партия Народное движение революции (НДР) была объявлена «верховным институтом» страны, что превратило Конго в типичное африканское государство с однопартийной системой и авторитарным режимом.

В первые годы правления Мобуту его режим пользовался определенной поддержкой населения, которое устало от хаоса начала 1960-х годов. Президент запретил политические партии, восстановил власть центрального правительства на всей территории страны и реорганизовал систему государственного управления. Сохраняя тесные отношения со странами Запада, правительство Мобуту приступило в 1967 к реализации программы по африканизации экономики и национализировало гигантскую компанию «Юнион миньер дю О'Катанга» (ЮМОК). На выборах 1970 не имевшая соперников НДР завоевала все места в парламенте, а Мобуту был избран президентом на безальтернативной основе. В 1971 кампания африканизации была распространена на сферу культуры. Страна была переименована в Республику Заир (искаженное в 15 в. португальцами одно из местных названий р.Конго, Н'Зади). В рамках той же кампании была осуществлена замена христианских личных имен на африканские (в частности, Жозеф Дезире Мобуту стал Мобуту Сесе Секо), а также принята официальная идеологическая доктрина, получившая наименование «подлинного заирского национализма». На протяжении 1970-х годов Мобуту, сохраняя в целом прозападный курс, начал укреплять отношения с Китаем, который предоставил Заиру экономическую и военную помощь. В ходе развернувшейся после завоевания независимости гражданской войне в Анголе Заир вместе с США и ЮАР оказывал помощь ФНЛА и УНИТА, которые боролись против (МПЛА), пользовавшегося поддержкой СССР. Гражданская война в Анголе обернулась для Заира закрытием железнодорожной связи с портовым городом Бенгела, через который экспортировалась медь из Катанги. В марте 1977 и в мае 1978 находившиеся в изгнании катангцы и другие оппозиционеры вторглись из Анголы в Катангу, чтобы свергнуть Мобуту. Получив значительную помощь от ряда западных держав, в первую очередь от Франции, правительственные войска с трудом одолели противников Мобуту.

Процесс ослабления режима Мобуту начался в конце 1970-х годов. Его предвестником стал экономический кризис 1975, а затем ряд унизительных поражений правительственной армии на начальном этапе боевых действий в Катанге в 1977 и 1978. Попытки международного сообщества, в первую очередь США, убедить правительство Мобуту в необходимости демократизации политической системы и стабилизации экономики закончились неудачей. Частично это можно было объяснить плохо продуманными рекомендациями, частично – нежеланием Мобуту и его погрязшего в коррупции окружения пойти на какие-либо реформы.

Столкнувшись с последствиями «приватизации» государства президентом и его ближайшим окружением, здоровые силы конголезского общества сформировали новое демократическое движение, направленное на восстановление в стране законности и государственных институтов. Основной целью созданного в 1980 демократического движения была ликвидация глубинных причин экономического кризиса и социальной деградации, решение моральной проблемы, известной под названием le mal zaпrois (фр. «заирская болезнь»). В 1990 демократическим силам удалось добиться отмены однопартийной системы. Во главе демократического движения находилась группа из 13 депутатов парламента, которые потребовали проведения политических реформ, направленных на установление многопартийной демократии. В 1982 эта группа создала оппозиционную партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), что было открытым вызовом однопартийной государственной системе. Первой крупной акцией СДСП, которую возглавил Этьен Тшисекеди, была демонстрация 17 января 1989 в Киншасе, приуроченная к годовщине убийства Лумумбы.

Демократические силы добились также созыва Верховной национальной конференции. Проходившие в Киншасе в период между 7 августа и 6 декабря 1992 историческое собрание 2842 делегатов, которые представляли все слои конголезского общества, стало эпохальным событием в истории независимого Конго. На этом форуме была принята четкая юридическая и организационная схема двухлетнего переходного периода к демократии, которая предусматривала введение парламентской формы правления, создание на переходный период временного законодательного органа, поста президента с преимущественно представительскими функциями и премьер-министра, который является главой переходного правительства национального единства. Главными задачами правительства было достижение экономического выздоровления и поддержка специализированных институтов, созданных для успешной реализации задач переходного периода. Главным таким институтом стала независимая избирательная комиссия, которая должна была в течение двух лет подготовить, провести всеобщие выборы и проконтролировать ход их проведения.

По решению конференции президент был лишен практически всех властных полномочий, но на переходный период оставлен в качестве номинального главы государства. 71% делегатов конференции, принявших участие в свободных выборах, одобрили кандидатуру Этьена Тшисекеди на пост премьер-министра. Однако в начале 1993, стремясь внести раскол в ряды оппозиции и сохранить абсолютную власть, Мобуту и его клика развернули ожесточенную борьбу с демократическими силами, взяв на вооружение методы государственного терроризма, этнических чисток и экономического саботажа. В ситуации, когда вооруженные силы препятствовали Э.Тшисекеди и его министрам осуществлять руководство страной, отсутствие деятельного правительства и развал всей системы государственного управления привели к полному краху экономики и дестабилизации внутриполитической обстановки, что живо напоминало хаос, захлестнувший Конго в начале 1960-х годов.

Провал ненасильственного перехода к демократии совпал по времени с разгулом геноцида в Руанде. Многие уличенные в преступлениях хуту нашли убежище в Конго – в областях Северное и Южное Киву. Два года спустя возглавляемое тутси руандийское правительство приняло решение уничтожить базы хуту на территории Конго, что привело к семимесячной войне, которая закончилась в мае 1997 свержением режима Мобуту и приходом к власти правительства Кабилы. Страна получила официальное название Демократическая Республика Конго. В 1998 ухудшились отношения между Кабилой и его бывшими союзниками Руандой и Угандой. Какими бы важными ни были внешние причины войн 1996 и 1998 и их международные последствия, для конголезцев наиболее серьезным их итогом является то, что попытка перехода к демократии окончилась неудачей, и страна по-прежнему находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе.

Текст подготовлен с использованием материалов Travel.ru

Экономика Республики Конго неоднородна. Фактически существует две отрасли, составляющие весь экономический потенциал страны: сельское хозяйство с ремесленничеством и нефтедобыча . Примерно 60% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, ориентированном на внутренний рынок. Большая часть наемных работников трудится на государственной службе, в лесной и нефтедобывающей промышленности, на плантациях, где выращиваются экспортные культуры, и в сфере услуг.

После упразднения в 1957 Французской Экваториальной Африки Конго лишилось значительной части доходов, которые получало как административный центр этого объединения колониальных владений Франции, где находилась военная база метрополии. Совокупная доля продукции земледелия, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП составляет около 15%. Конго отводится важная роль торгового и транзитного государства в Центральной Африке.

Существенным источником доходов является предоставление транспортных, торговых и прочих услуг. 35% ВВП приходится на долю нефтедобывающей промышленности. В 1973-1985, когда были довольно высокими мировые цены на нефть, ВВП Конго рос быстрыми темпами, но после падения цен в 1986 резко снизился. Несмотря на увеличение добычи нефти в 1990-е годы, реального экономического подъема так и не произошло. Большая часть населения занята выращиванием для собственного потребления и продажи на внутреннем рынке маниока и бананов (основных продовольственных культур), а также ямса и в незначительном объеме некоторых других культур. Экспортные культуры (сахарный тростник, масличная пальма, деревья кофе и какао, табак и арахис) возделывают в основном на плантациях, принадлежащих европейцам. Животноводство ограничено из-за широкого распространения мухи цеце, переносчика формы сонной болезни, смертельной для крупного рогатого скота. Большую часть потребностей в мясе Конго удовлетворяет за счет импорта из Чада. Обрабатываются лишь 2% земель, и по мере роста численности городского населения увеличивается импорт продовольственных товаров.

На первом этапе процессу индустриализации Конго способствовали наличие в стране первоклассных портов - морского в Пуэнт-Нуаре и речного в Браззавиле - и то обстоятельство, что на протяжении длительного времени страна являлась административным центром бывшей Французской Экваториальной Африки. В начале 1980-х годов заметно увеличилась доля обрабатывающей промышленности в ВВП, в то же время стало проявляться несовершенство системы государственного планирования. В настоящее время в стране налажено производство пива и прохладительных напитков, консервированных овощей и фруктов, сахара, муки и рыбопродуктов.

Имеются предприятия по производству табака и сигарет, изделий из древесины, в том числе бруса и фанеры, цемента, мыла и обуви. В начале 1970-х годов был сдан в эксплуатацию судостроительный завод, построенный с помощью Китая. В 1976 вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Пуэнт-Нуаре мощностью в 1 млн. т сырой нефти в год. В период с конца 1960-х до середины 1980-х годов государство национализировало действующие и построило новые промышленные предприятия. С тех пор сменявшие друг друга правительства стремились приватизировать большинство государственных и полугосударственных предприятий.

Среди недавно приватизированных - "Гидро-Конго", бывшая государственная компания по распределению продуктов нефтепереработки. Электроэнергия на предприятия и в жилые дома поступает с ТЭС в Пуэнт-Нуаре и Браззавиле и ГЭС - в Джуэ и Имбулу.

Ключевой транспортной артерией всего центральноафриканского региона является водное сообщение из столицы Центральноафриканской Республики Банги в порт Браззавиль на реке Конго, а оттуда по железной дороге в морской порт Пуэнт-Нуар.

В начале 1980-ых, быстро повышающиеся нефтяные доходы позволили правительству финансировать крупномасштабные проекты развития с ростом валового внутреннего продукта, составляющим в среднем 5 % ежегодно, одна из самых высоких норм в Африке. 12 января 1994 девальвация валют Зоны Франка на 50 % закончилась инфляцией 61 % в 1994, но инфляция спала с тех пор. Экономические усилия по реформированию продолжались с поддержкой международных организаций, особенно Мирового Банк и МВФ. Программа реформы приостановилась в июне 1997, когда началась гражданская война. Пришедший вновь к власти президент Сассу-Нгессо объявил о своем стремлении провести экономические реформы, однако, экономический прогресс было поврежден резко падающими ценами на нефть и возобновлением вооруженного конфликта в декабре 1998, который ухудшал дефицит бюджета республики.

Текущая администрация осуществляет контроль над нелегким внутренним миром и сталкивается с трудными экономическими проблемами стимулирования и восстановления экономики и сокращения бедности. Сейчас в стране взят курс на либерализацию.

Обильные северные дождевые страны - источник древесины. Лесоводство, которое было ведущей статьей конголезского экспорта перед открытием нефти, теперь производит меньше чем 7 % экспортного дохода. Деревянное производство прибыло в бездействие в течение военных лет, но сейчас возобновило, и новые концессии были сданы в аренду в 2001.

Сельскохозяйственным сектором пренебрегли, и он состоит главным образом из сельского хозяйства пропитания. Маниока - главный урожай продовольствия, кофе и какао - главные товарные культуры и сахар, наравне с табаком. Большая часть страны покрыта тропическим лесом, древесная промышленность в Конго поставляет часть экспортного дохода страны. Имеет место строгий экологический контроль, необходимый для гарантии, что сектор лесоводства способен выдержать эксплуатационные программы правительства Конго.

Экономическая программа, начавшаяся в 2003, и которую планируется продолжать до 2010, направлена на реконструкцию, восстановление финансовой системы, развитие хорошего управления и прозрачности, стимулирование жизнеспособного экономического роста, и сокращение бедности. Правительство предприняло шаги, чтобы уменьшить расходы государственного сектора и реструктурировать банковский сектор. Валовой внутренний продукт (исключая нефтяной доход) рост увеличился с ростом общественных инвестиций в лесную промышленность.

Однако нельзя не заметить, что по сравнению с 1997 годом Конго осуществила поразительно восстановление своей экономики, главным образом через политику напряженной приватизации. К концу реконструкции своей финансовой системы, страна возобновила отношения с международным финансовым сообществом. Республика Конго уже более двух лет попадает под классификацию условно "нормальных" стран. Об этом свидетельствует возвращение международных организаций, таких как Международный Банк Развития и Реконструкции и МВФ, которые поддерживают страну и помогают ей привлекать инвесторов. Наряду с программами помощи международных финансовых организаций, Банк государств Центральной Африки (BEAC) предлагает свою поддержку в реорганизации конголезской банковской системы, именно через проекты с региональным характером.

Кредит, однако, остается мало развитым, даже если банки, которые недавно установились, уже в состоянии его предоставлять. В настоящее время банковская система обладает необходимыми ресурсами, чтобы суметь предоставить ссуды. Но надо иметь еще подлежащие банковскому учету документы. В связи с этой проблемой с серьезными препятствиями сталкиваются мелкие и средние предприятия, для которых жизненно необходима эффективная система кредитования.

Республике Конго было отведено 140 место в Индексе Развития в 2003 . В начале XX века Конго, что заметно по данным таблицы, активно занималась восстановлением экономики, что привело к росту ВВП в 2000 году, однако сложная социальная обстановка в стране, нехватка материального обеспечения развития промышленности сказались на падении уровня ВВП в 2001-2003 годах.

Однако и сейчас в экономике имеется ряд проблем. Производство сырой нефти и проводимая государством политика развития остро воздействовали на экономику Конго. Нефтяной сектор - доминирующий сектор экономики, составляет приблизительно 67 процентов валового внутреннего продукта, 95 процентов экспорта, и 78 процентов полного правительственного дохода в 2000. Однако, проводимые правительством меры, начиная с независимости, не были способны перевести богатый экономический потенциал страны на фактическое усовершенствование условий жизни для наибольшей части населения.

Десятилетие конфликтов имело разрушительные эффекты на экономику Конго. Инфраструктура перенесла значительные повреждения. Некоторые области не имеют возможности очищать воду, множество научных и общественных организаций находится в плачевном состоянии. В стране острый социальный кризис. Согласно ЮНИСЕФ, 11 процентов детей до 15 лет - сироты, 60 000 женщин, и девочки были жертвами насилия, и 5 000 детей воевали в течение конфликта. В конце 2001 приблизительно 7.2 процента конголезского взрослого населения в возрасте 15-49 лет жило со СПИДОМ, и приблизительно 70 процентов конголезцев в настоящее время живут за чертой бедности. Посещаемость образовательных учреждений снизилась с 90 процентов до в 1990 до 40 процентов в 2000. В течение того же периода времени продолжительность жизни понизилась приблизительно с 52 лет в начале 1990-ых к 48.6 годам в 2002 . Конголезскому правительству предстоит принять ряд необходимых мер для устранения плачевных социальных и экономических последствий почти десятилетнего военного конфликта. На данный момент это первоочередная задача.

Итак, основными богатствами Конго являются нефть и леса, они же являются и самыми значимыми экспортными статьями страны. Страна также богата запасами газа, поташа и известняка. Другие природные ресурсы представлены в меньшем количестве, достаточном, однако, для внутреннего потребления, но в данном случае проблема кроется в ограниченности возможности разработки этих ресурсов.

С географической точки зрения страна расположена весьма удачно - близость рек практически исключает возможность засухи, также как частые сезоны дождей, которые, однако, крайне опасны для конголезских дорог. Выход к морю так же благоприятно влияет на развитие экономических отношений Конго с другими государствами. Республика Конго имеет прямую экономическую выгоду от расположенности на берегу реки - в этом районе очень распространен водный транспорт, который активно используется для перевозки пассажиров и грузов, и обладает важным достоинством - дешевизной.

Исходя из среднего возраста конголезцев, страну можно отнести к разряду "молодых" стран, что, несомненно, является положительным аспектом для развития страны в целом. Однако опасность представляет большой процент пораженных ВИЧ-инфекциями, что усугубляется бедственным положением населения - более 60% живут за чертой бедности. В последнее время в стране принимаются активные меры по борьбе со СПИДом. Другой проблемой, несомненно, является слишком разнообразный этнический состав населения. Республика Конго уже перенесла несколько конфликтов, которые можно классифицировать как этнические, однако с этой проблемой следует бороться, в первую очередь, на психологическом уровне, в то же время не забывая и об экономическом положении каждой отдельной народности, не допуская ущемления и дискриминации (экономической, территориальной и т.д.). По сравнению с 90-ми годами, темп прироста населения снизился, что можно объяснить военным конфликтом.

Таким образом, до недавнего времени политическая обстановка в республике была крайне напряженной. Конфликт, в результате которого к власти пришел Сассу-Нгессо, поверг экономику страны в глубокий кризис, значительно пострадало население. На данный момент перед политической элитой Конго стоит задача нивелировать все негативные последствия военного конфликта 1997-2003 годов. Мировое сообщество в лице международных институтов оказывает помощь Конго в виде кредитов на восстановление, однако стране необходимо выполнить ряд условий для того, чтобы воспользоваться этой помощью.

Несмотря на характерную тенденцию отчуждения бывших колоний от стран-гегемонов, в случае Республики Конго наблюдается по-прежнему интенсивное сотрудничество с Францией, и зависимость республики от этой страны, не только экономическая, чему немало способствует принадлежность Конго к зоне французского франка и отсутствие национальной валюты, но даже и коммуникационная. Очевидно, что при таком раскладе юридически независимая африканская республика на деле же ещё долгий период времени будет находиться в прямой зависимости от Франции.

В экономике страны имеется ряд проблем. Нефтяной сектор - доминирующий сектор экономики, составляет приблизительно 67 процентов валового внутреннего продукта, 95 процентов экспорта, и 78 процентов полного правительственного дохода в 2000. Однако проводимые правительством меры были не способны перевести богатый экономический потенциал страны на фактическое усовершенствование условий жизни для наибольшей части населения. Десятилетие конфликтов имело разрушительные эффекты на экономику Конго.

Инфраструктура перенесла значительные повреждения. В стране острый социальный кризис. Приблизительно 70 процентов конголезцев в настоящее время живут за чертой бедности. Посещаемость образовательных учреждений снизилась с 90 процентов до в 1990 до 40 процентов в 2000. Конголезскому правительству предстоит принять ряд необходимых мер для устранения плачевных социальных и экономических последствий почти десятилетнего военного конфликта. На данный момент это первоочередная задача.

Текст подготовлен с использованием материалов catalog.fmb.ru

Из-за достаточно тяжелого для европейцев климата страна почти неизвестна с точки зрения туризма, а непрекращающиеся вот уже много лет вооруженные конфликты на политической и этнической почве и вовсе свели к нолю поток туристов в эту страну.

Столица страны - Браззавиль, находится на западном берегу водоема Maлeбo-Пул (когда-то Стэнли-Пул), образованного рукавами реки Конго. Достопримечательности города включают красивую Базилику Святой Анны, храмовую Мечеть, президентский дворец и живописные Муниципальные Сады. Также всегда привлекательны в Браззавиле маленькие магазины, торгующие предметами народно-прикладного творчества, рынки и центр ремесел в Пото-Пото, который выставляет и продает, среди других вещей, множество местных картин и резных деревянных масок и фигурок. В столице два больших рынка - Mунгали и Оуэнзе. Авеню Фош переполнена уличными торговцами. Плетеные изделия и оригинальную глиняную посуду лучше покупать в деревнях Maкaнa и M'Пила в 3 км. от Браззавиля. К югу от столицы расположен целый каскад водопадов на пограничной реке Конго - водопады Ливингстона, Конго-Рэпидс (9 км. от столицы) и Луфулакари. Разнообразные и очень красивые места для водных видов спорта на реках Конго, Ниаре, Джуэ и Куилу всегда (в мирном время) были популярны у зарубежных туристов, наряду с многочисленными французскими фортами XIX-го в. по побережью и национальными парками страны.

Главный прибрежный город - Пуэнт-Нуар, славится своим живым вечерним рынком, Зоопарком, музеем Жоржа Бруссо и величественным собором Нотр-Дам.

Текст подготовлен с использованием материалов Travel.ru

 

Народы Конго имеют богатые культурные традиции — музыкальные, танцевальные и художественные. Повсеместно сохранились такие ремесла, как резьба по дереву, кости, плетение корзин. Особый интерес представляют деревянная скульптура и маски с отличительными особенностями каждой этнической группы. Всемирную известность получила школа живописи и графики Пото-Пото, созданная в 1951 г. французским преподавателем, профессиональным художником и этнографом Пьером Лодсом.

Текст подготовлен с использованием материалов posly.ru

Первые школы появились в Конго в конце 19 в. После окончания курса начальной школы африканцы имели возможность продолжать образование только в католических семинариях.

После войны колониальная администрация стала оказывать помощь христианским миссиям в расширении системы школьного образования. В 1948 правительственные субсидии были впервые выделены протестантским миссиям. Основное внимание уделялось увеличению числа начальных школ. После 1960 эта проблема находилась в центре внимания всех правительств. В начале 1970-х расходы на образование превышали 25% государственного бюджета. Экономический кризис 1980-1990-х годов пагубно отразился на всей системе образования. Чтобы выжить в условиях нехватки средств на оплату труда преподавателей, закупки всего необходимого для учебного процесса и ремонта школьных зданий, работники просвещения вынуждены обращаться за помощью к родителям учащихся. Дипломы об окончании средней школы выдаются выпускникам от лица правительства после успешной сдачи государственных экзаменов. К сдаче этих экзаменов плохо подготовлены учащиеся школ в отдаленных районах, где не хватает учителей и учебных пособий. Из-за трудностей сельской жизни преподаватели с университетским дипломом предпочитают работать в городских школах.

В 1954 бельгийцы создали католический университет в Леопольдвиле (совр. Киншаса), а в 1955 - государственный университет в Элизабетвиле (совр. Лубумбаши). После 1960 в Конго появился ряд новых высших учебных заведений. Так, в 1963 был открыт протестантский университет в Стэнливилле (совр. Кисангани), в разных городах страны открылись двери медицинских, сельскохозяйственных, технических, торговых и других вузов. В 1971 все три университета были слиты в один - Национальный университет Заира, но в 1981 каждому из них был возвращен статус самостоятельного учебного заведения. 

Текст подготовлен с использованием материалов td-edinstvo.ru

Видео

Ритмы африканского сердца

Дайвинг на Кайманах

Люди и лица

Неизвестный Пакистан

Древняя Персия

7 восточных жемчужен